О людях «ВКонтакте»—2

Эта заметка родилась как логическое продолжение предыдущей, но почему-то никак не уживающаяся сплошным текстом рядом с ней. Заметка связана с абсолютно отчетливой позицией, которая у меня сложилась в последнее время. Я считаю, что нельзя до 15 лет ребенку знать о существовании Интернета. Это недостижимый идеал, но я из того поколения, которое впервые увидело Интернет именно через телефонные модемы и карты. (Это была заоблачная скорость в 26,6 кб/с, а оплачивался не объем переданных данных, а время нахождения в сети.) Тогда все воспринималось совершенно иначе: каждый загруженный сайт был крупным событием, потому что его загрузки ждали больше минуты. Тогда нам было именно по 14—15 лет, а затем пришли высокоскоростные модемы, Wi-Fi, затем и 3G, и многое другое. Прочно закрепив виртуальное пространство в повседневности, нулевые годы сделали его доступным для большинства детей. Это настолько радикально, что не может не формировать их мышление.

Я приведу только один пример, связанный с изменением статуса знания. Что такое новое знание для человека без компьютера? Это радость открытия, связанная, допустим, с найденным решением, прочитанной книгой. Что такое новое знание для поколения сети? Google знает всё. Ценность знания снижается, потому что оно доступно в пару кликов, о нём не нужно задумываться, его не нужно искать, потому что здесь, в сети, ты всесилен, тебе доступен бесконечный веер собранных воедино знаний о мире. Это всесилие заменяет процесс мышления в его изначальной роли на поток информации, никак с ним (мышлением) не связанный. И это уже никакой не Интернет, не крах модернистских ценностей, не общество потребления с его подменившими всевозможные ценности симулякрами, о которых так настойчиво писал Жан Бодрийяр. Это жизнь.

Поделиться
Отправить
 5   2012   Бодрийяр   жизнь
Популярное