Заметки о русской литературе, культуре, языке

Позднее Ctrl + ↑

27 лет Windows

Сегодня Windows исполнилось 27 лет. Первая версия этой ОС была выпущена 21 ноября 1985 года. Тогда история корпорации Microsoft только начиналась, а дистрибутив Windows 1.0 помещался на двух дискетах.

По данным аналитической компании Net Applications, около 70 % компьютеров во всем мире работают под управлением Windows.

Штрих-коду исполнилось 60 лет

Самый первый штрих-код состоял всего из четырех линий. Были штрих-коды самых странных форм и очертаний, в том числе круглые. Первый считанный лазером штрих-код стоял на упаковке жевательной резинки, проданной в одном из супермаркетов Огайо в 1974 году.

Логотип кафедры

Разработан логотип кафедры современной русской литературы Уральского государственного педагогического университета.

Логотип использует двойную метафору: книга-чайка, обозначающая полет фантазии и «Чайка» А. П. Чехова как начало русской литературы XX века.

О веке в целом

Наткнулся на статью Марка Харитонова «Мой век» (1995), в которой он удивительно точно и выразительно сказал о том, чем стал XX век в истории русской культуры и литературы, в частности.

Чудовищный, потрясающий век! Когда сейчас, под занавес, пробуешь окинуть его взглядом, дух захватывает, сколько он вместил разнообразия, величия, событий, насильственных смертей, изобретений, катастроф, идей. Эти сто лет по густоте и масштабу событий сравнимы с тысячелетиями; быстрота и интенсивность перемен нарастали в геометрической прогрессии. Перебирать нет смысла, каждый мысленно может попытаться сделать это сам — и задохнется от восхищения и ужаса, ощутив, что не в силах вместить всей полноты происшедшего с человечеством. Даже технических перемен не перечислишь: автомобиль, электричество, авиация, радио и телевидение, компьютеры... А ведь одновременно еще живут в джунглях племена чуть ли не из каменного века. Я сам еще застал избы, топившиеся по-черному, как столетия назад, и те же лапти, что носили наши пращуры.

О видеопоэзии

Стихотворение «Я говорю тебя» использует форму видеопоэзии, которая определяется соприсутствием видеоряда и аудиозаписи, воспроизводящей текст самого стихотворения. Здесь важно то, что видеоряд не дублирует смыслы, а преумножает их, воплощая процесс говорения в форме образа, ассоциативно связанного с ним.

Я говорю тебя,
Потому что мы.
Я говорю тебя,
Потому что живы,
Даже когда осколки твоей зимы
Вяжут узлы из тонкой сердечной жилы.

Перед нами прямление речи, свойственное ребенку. «Я говорю тебя» обозначает не только поэтическую замену (вместо «я люблю тебя»), а еще и воспроизводит процесс говорения как нечто священное. Потому «сердечная» жила как источник тепла изображается на видео как руки людей, а птица, обозначающая свободу, — их переплетением, уносящим вдаль.
Постоянные повторы одной и той же фразы не только делают ее причиной переживаемого, а еще и позволяет сакрализировать процесс говорения, чтобы отталкиваясь от него, перейти в пространство чистого Слова. Парадоксальным образом переплетение ассоциаций и устанавливает нерасторжимость видео- и аудиорядов, образующих единое пространство Слова, отталкивающегося от лирики в ее буквальном смысле.

О статье

Сегодня закончилось написание статьи по пьесе А. П. Платонова «Голос отца», которое длилось целых четыре месяца — огромный срок, за который было прочитано и переделано немало работы.

Ранее Ctrl + ↓