Заметки о русской литературе, культуре, языке

Пустотосозидание

Все мы в какие-то моменты жизни занимаемся пустыми делами. Но есть люди, которые посвятили им почти всю свою жизнь.

Под пустыми делами я понимаю такие дела, которые не приносят пользы, без которых можно обойтись и которые зачастую не имеют смысла, но отнимают много времени. Например, бюрократическая помойка бумаг, местами слишком абсурдная; или недавно вышедшие требования Рособрнадзора к сайтам вузов; или безделье как вид работы, за который человек получает деньги: такова жизнь, например, видеоблогеров на Ютубе. Человек, созидающий пустоту, поистине страшен.

Пустота страшна тем, что она оставляет у человека обманчивое ощущение удовлетворенности жизнью, причастности к некоей полноте, занятости, вовлеченности и даже развития. За этим обманом кроется созидание пустоты. Весь ее смысл состоит в том, что человек зачастую оказывается во власти момента, а не во власти бытия, поэтому увлекается разнообразными «счастливыми» мелочами, которые мешают ему иметь, по крайней мере, одно по-настоящему серьезное дело в жизни. Вспомните хотя бы притчу Христа о виноградаре...

Просиживать и созидать пустоту приходится постоянно: в современных условиях избежать этого крайне трудно. В наших силах сохранять равновесие между созиданием и его отсутствием. Формы этого созидания различны, но суть их одна: они приносят пользу не только миру, но и человеку, их творящему. Порой, в моменты тяжелой работы, проклиная всё на свете, мы забываем о том, что эта тяжесть во благо, ведь она лучше бессмысленного созидания пустоты.

В повести А. П. Платонова «Котлован» (1930) есть символ этого пустотосозидания. Прушевский задумал воздвигнуть общепролетарский дом вместо старого города, т. е. превратить город в единственный дом. Затем — еще один грандиозный проект: «Через десять или двадцать лет другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всего земного шара». В какой-то момент инженера Прушевского начинают пугать эти грандиозные постройки, потому что нарушена равновесность между «душой» человека как жизненной «теплотой», которая только и может составлять основу любого Дома, и между огромными воздвигаемыми им «пустыми зданиями — тех, в каких люди живут лишь из-за непогоды». Вместо дома возведенным оказался лишь котлован, ставший могилой.

А. П. Платонов. Котлован. Чевенгур. М.: Время, 2011.

Поделиться
Отправить
Запинить