Rose debug info
---------------

Константин Когут

Культурные заметки о русской литературе, культуре, языке

kogut@kkos.ru

Все заметки · Ютюб · ВК · Телеграм

Правописание глаголов и причастий

Только сегодня и только сейчас мы избавим вас от всех проблем с правописанием глаголов и причастий. Стоит заварить себе горячего чая и начать.

Я тебе какое плохое зло сделал?
Котик тоже готов.

Личные окончания глаголов

Договоримся, что личными окончаниями глаголов мы называем окончания настоящего и простого будущего времени. Почему мы не включаем сюда прошедшее время — потом. Спряжением мы называем то, как глагол изменяется по лицам и числам.

По тому, какие именно окончания имеют глаголы в разных формах лица и числа, их относят к одной из двух групп, которые называются спряжениями.

I спряжение

  Ед. ч. Мн. ч.
1-е лицо -у (-ю) -ум (-ём)
2-е лицо -ешь (-ёшь) -ете (-ёте)
3-е лицо -ет (-ёт) -ут (-ют)

Например: ищешь, знаете, жму, берут.

II спряжение

  Ед. ч. Мн. ч.
1-е лицо -у (-ю) им
2-е лицо -ишь -ите
3-е лицо -ит -ат (-ят)

Например: кричат, шумим, терпят.

Нетрудно заметить закономерность: для I спряжения характерны буквы Е, У, Ю, а для II спряжения — И, А, Я. Вот их нам и надо запомнить, потому что правописание личных окончаний зависит именно от спряжения.

Буквы второго спряжения можно запомнить так: II спряжение напоминает «двойку». «Я получил „двойку“, следовательно, я осёл». Я Иа.

Если окончание глагола ударное, то спряжение определяется по нему. Например, спать относится ко II спряжению (потому что спишь).

Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву глагола.

Ко II спряжению относятся

  • все глаголы на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться),
  • 4 глагола на -ать (держать, слышать, дышать, гнать),
  • 7 глаголов на -еть (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть),
  • все глаголы, образованны от названных выше приставочным способом.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

В русском языке есть разноспрягаемые глаголы, у которых часть личных окончаний относится к I спряжению, а часть — ко II. Например, хотеть во 2 л. ед. ч. имеет форму хочешь (окончание I спряжения), а в 1 л. мн. ч. — хотим (окончание II спряжения). Аналогично со словами бежать, чтить и глаголами, образованными от них.

У некоторых глаголов есть свои, уникальные окончания, которые не учитываются ни первым, ни вторым спряжением. Их спряжение называют особым. Это глаголы есть, дать и все образованные от них. Например, ем, дам; ешь, дашь; ест, даст.

У некоторых глаголов могут отсутствовать определенные формы. Например, у глаголов победить, очутиться, чудить нет форм 1-го лица ед. ч.; у глаголов толпиться, сгрудиться, разбрестись почти не употребляются формы ед. ч.; у глаголов жеребиться, кристаллизоваться нет форм 1-го и 2-го лица.

Вернемся к написанию личных окончаний. Например, глагол веять оканчивается на -ять, следовательно, он I спряжения. Отсюда выбор гласной для окончания — Е.

Инфинитив Спряжение 2 л., ед. ч. наст. вр. 3 л., мн. ч. наст. вр.
Веять I Ты веешь Они веют
Ненавидеть II Ты ненавидишь Они ненавидят

Прошедшее же время глагола образуется от основы инфинитива с добавлением суффикса -л-, как в конструкторе:

  • услыша-тьуслыша- + -л-услыша,
  • чуя-тьчуя- + -л-чуя,
  • дума-тьдума- + -л-дума.

Следовательно, перед суффиксом -л- в прошедшем времени мы будем писать ту же гласную, что и в инфинитиве. Знать спряжение нам не нужно вовсе.

Суффиксы -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) в инфинитиве и в форме прошедшего времени

Какую букву написать в слове исповед...вать? И вообще, как выбрать суффикс — -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)? Всё просто: ставим глагол в форму 1-го лица ед. ч. наст. вр. и смотрим, на что он заканчивается: исповедую. Если на конце будет -ую (-юю), то выбираем -ова- (-ева). В противном случае пишем -ыва- (-ива-). Вот еще примеры:

  • командовать (командую),
  • воевать (воюю),
  • разведывать (разведываю),
  • заглядывать (заглядываю).

Есть одно но

Если у глагола ударение падает на -ва́-, то у него именно такой суффикс. И его легко спутать с -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). Глаголы с ударным -ва- мы проверяем изменением вида глагола. Тогда нужная нам гласная встает под ударение и отчетливо слышится.

Глаголы совершенного вида обозначают завершенное действие и отвечают на вопрос что сделать?, а глаголы несовершенного вида — неоконченное действие и отвечают на вопрос что делать?

Вот пример. Мы не знаем, что писать в глаголе разв...вать (ум). Но мы видим ударный суффикс -ва-. Меняем вид глагола: разви́ть (ум). Значит в нашем случае надо писать и. Вот еще пример: запива́ть (запи́ть).

Куда без исключений?

Затмевать, продлевать, растлевать, застревать, разевать.

Суффиксы причастий

Вы еще помните три важных буквы у каждого из спряжений? ЕУЮ у первого и ЯИА у второго. Так вот, если мы не знаем, какой суффикс выбрать у причастия — -ущ- (-ющ-) или -ащ- (-ящ-), — то вспоминаем эти буквы. Тогда получается, что у причастий I спряжения возможны первые два суффикса, а у причастий II спряжений — другие два.

Посмотрим, как это работает. Жил-был глагол лежать (мы уже научились определять спряжения и знаем, что он относится ко II спряжению). Значит в причастии лежащий возможен только суффикс -ащ-. А теперь пример посложнее: та...щий (снег). Причастие — форма глагола таять, а он относится к I спряжению, следовательно, мы выбираем суффикс -ющ-.

А еще мы можем сомневаться в суффиксах -ем- (-ом-) и -им-. Пока не вспомним те же волшебные буквы спряжений. Тогда получится, что первые два суффикса возможны в первом спряжении, а последний — во втором. Примеры: видимый (II спр.), освобождаемый (I спр.).

Гласная перед суффиксом -вш-

Еще помните простое правило выбора гласной в глаголах прошедшего времени? Тут та же история. Нужно просто восстановить инфинитив. Вот пример:

  • лелея-тьлелея-вш-ий.
  • клеи-тьклеи-вш-ий.
  • надея-ть-сянадея-вш-ий-ся.

Гласная перед суффиксом -нн-

Если страдательное причастие с -нн- образовано от инфинитива на -ать или -ять, то гласная сохраняется. В противном случае мы всегда пишем Е.

Например, у нас слово увеш...нный. Посмотрим на инфинитив: увешать. Заканчивается на -ать, следовательно, пишем ту же гласную в нашем слове: увешанный. Вот другие примеры:

  • повешенный (повесить),
  • обиженный (обидеть),
  • развеянный (развеять).


Практика

Типичная задачка из ЕГЭ для подведения итогов. Справитесь?

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. Выгор...вший (на солнце), разряж...нный.
  2. Дремл...щий, (они) ненавид...т.
  3. Хлещ...щий, (самолёты) рокоч...т.
  4. (Он) улыба...тся, дыш...тся (легко).
  5. Колебл...мый, догон...шь (соперника).

Поэт в России

К. Ф. Рылеев (1795—1826)

Творчество Рылеева при его жизни вызывало усмешку Пушкина и Дельвига. Строчка: «Я не поэт, я гражданин» — и вовсе воспринималась комической. Да и сам Рылеев виделся многим как второстепенный поэт. В 1826 году он окажется в числе пяти казненных декабристов — Пестеля, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского. И уже после казни фигура Рылеева-мученика, довершившая образ Рылеева-поэта, заняла место среди остальных главных поэтов. Идея мученичества, таким образом, была связана с образом поэта. Тут вспоминаются строки Н. А. Некрасова о Чернышевском:

Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал Бог гнева и печали
Царям земли напомнить о Христе.

Здесь общественно-политическая деятельность связана с мученичеством, а распятый на кресте уравнивается не с Христом, а с предтечей, пророком, который послан от Бога гнева и печали — с той целью, чтобы напомнить царям о Боге милости.

Андрей Баумейстер об университете

Нахожусь под впечатлением от двухчасового размышления Андрея Бауместера на тему «Университет. Прошлое, настоящее, будущее». Делюсь видеороликом и очень важным фрагментом-выпиской.

00:00 Общее вступление
01:41 Вводные тезисы об университетском образовании
06:59 В чем заключается всемирный кризис образования?
13:15 Литература для ознакомления темы
15:26 Название и особенности университета средневековья
34:08 Кризис университета и три этапа его подальшего развития
46:35 Университет нового типа
54:15 Каков университет сегодня? Нужен ли он миру сейчас?
01:08:26 Как изменить ситуацию нынешнего восприятия университета?
01:18:54 Краткие итоги темы
01:25:36 О доступности университетского образования
01:30:39 Что и кто дает запрос на определенные формы образования?
01:33:44 Вопрос о финансировании университетов. Связь академий и университетов
01:41:50 Об университете и формировании элит
01:46:05 Вписывается ли университет в современный мир?
01:50:21 Как говорить сегодня об университете в вопросе воспитания ребенка?
01:55:44 Вопрос о приглашенных специалистах университетов
02:01:32 Нужна ли нам Болонская система образования?

Громадное количество студентов. Куда им идти? Ждет их мир с их знаниями? Возникает этот разрыв. С одной стороны, ориентация на рынок, с другой стороны — массовые университеты рождают переизбыток людей, которые заканчивают университет. У нас университетов так много, что люди не могут найти себе работу. Возникает недовольство уже на старших курсах. Нужно идти к сокращению университетов. Но всегда в политической борьбе никто не решится на этот шаг. Европа должна сокращать количество студентов, чтобы возвращать университет в «школу лучших»: нужно туда попасть, нужно пройти какие-то испытания, нужно показать свой уровень, нужно доказать, что ты это можешь. Так было в Америке в XIX веке: на математике и латыни резалось очень много людей. Попробуй сдай! И возникает этот коллапс, когда люди с дипломами о высшем образовании сидят по своим квартирам или ходят хмурые по улицам городов, понимая, что их дипломы и то, что им дал университет, никак не связано с реальностью. И этот треугольник (рынок — массовый университет — разрыв между университетом и рынком) изнутри демотивирует студентов. Я наблюдаю очень часто, как на старших курсах у людей очень сильное недовольство, очень много работающих студентов, хотя они не платят за обучение. И часть студентов вообще теряет ритм (переходит на индивидуальное обучение, теряется). Для того чтобы получить диплом. Потому что работодатель требует диплом о высшем образовании. Нужно работать и с работодателями тоже. И в этой ситуации и возникают главные проблемы.

Но для меня главная проблема в другом. То, что сегодня называется университетом, не является таковым. Скажу более жестко: университет не нужен пока современному миру. Тем более когда он забирает у молодых людей так много времени. Потому что университет создавался как совершенно другой проект. И книги об университете, которые пишут сегодня, постоянно нам об этом напоминают. Вот давайте разберем, что школа и университет формировали до XXI века и что, по мнению очень авторитетных авторов, должны формировать сегодня.

  1. Умение оценить мир как целое. На это было направлено университетское образование. Когда мы читаем выдающихся немецких физиков 20-х годов, — они прекрасно знают литературу, греческую трагедию, историю, философию. У них совершенно другое воображение.
  2. Знать, как выстраиваются большие повествования, т. е. как создаются контексты интерпретации. Ведь образование — это не усвоение фактов, не запоминание событий, не запоминание каких-то блоков информации. Главное в образовании — инсталляция в наш ум, сознание контекста интерпретаций фактов и событий, связей между ними. Того, что не является фактом, того, что не написано в учебниках, того, что нет в словарях, не в Википедии. Это живые связи, которые мы с вами создаем. Обучение мышлению, аналитика, умение синтезировать, критическое мышление — всё это и есть выяснение для себя контекста интерпретации. Нет фактов без системы координат, без интерпретационного контекста. Вот его и должна дать школа и университет. А это связано с первым принципом: видеть мир как целое.
  3. Университет должен формировать нас как личность и формировать наши ценностные суждения. Помните, профессор Преображенский не может сдать друга, уехать за границу, оставить доктора Борменталя большевикам, потому что он московский студент, а не Шариков. Это студенческое братство, этос. Недаром студенты и университеты были источниками многих движений и обновлений общества, поскольку там учились люди, которые пытаются видеть мир по-новому, пытаются его переустроить. Моральные суждения, система ценностей — вот, что важно.
  4. Эстетический вкус, эстетическое отношение к миру. Человек университетского образования уже с молодости (отбросим винопитие, дуэли и пр.) ходит в прекрасные библиотеки с прекрасными залами, на концерты; это первый опыт романтических приключений, близкой дружбы. Это всё формирует целостный эстетический взгляд.
  5. Умение взаимодействовать. Правильная студенческая жизнь — это умение взаимодействовать, это социальность, формирование поведения, чувств, эмоций. Умение встать на точку зрения другого человека, почувствовать его страдания, почувствовать его радость, ощутить его достижения, радоваться его прорывам, соучаствовать в его страданиях. Это великая школа эмпатии. Человек университета и школы — это социальный, взаимодействующий с другими, человек. А не человек, обложенный гаджетами, сидящий в своей коробке и обижающийся на чириканье воробья. Кошка мяукнула — он обижается, его оскорбили. Птичка запела — он обиделся, его оскорбили. Солнце ворвалось в комнату — он проклинает мир, что солнце мешает ему гуглить нужные ему вещи.
  6. Большая школа воображения. Именно университетские годы открывают нам великую литературу, театр. Кстати, иезуиты впервые в школы ввели театр для того, чтобы инсценировать идеи, переживать роли других людей, примерять их на себя.

Это можно свести к общему. Университет предполагает взгляд на мир как целое. Это значит, что мы вписываем и свои действия, и свои цели в это целое. Это школа мышления, целостного, критического, непредвзятого. Это школа системы ценностей, школа эстетического переживания, школа социального взаимодействия. И наконец, это политическая гражданская позиция (все европейские революции начинались в университетах).

Университет не совсем востребован в современном мире, потому что нам нужен некий механизм, эффективная машина, которая что-то производит, работает в своих фрагментах, у которой нет опыта ценностного, эстетического мира, которая не привыкла социально взаимодействовать, не чувствует страданий или радости других людей. Вот такие люди, которые сидят по своим норам, клетьям и оттачивают своё профессиональное мастерство, — это не университеты, а скорее специализированные институты. Вообще, это хорошее слово, его не любят сегодня — техникум. Вот сегодня, в XXI веке, востребован техникум, а не университет. Ничего не имею против техникума. Но по смыслу сегодня оно самое современное.

О. Э. Мандельштам «На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь...» в исполнении Псоя Короленко

Стихотворение посвящено строительству канала Москва — Волга, который строили заключенные. Мандельштам видел окончание работ в июле 1937 года по дороге из Савелово. Отсюда и «берега серо-зеленые»: арестантские робы на фоне травы. «Косари умалишенные» — смерть, которая косит людей, как траву.

Во власти терминов

В. И. Водовозов (1825—1886)

В четвертом номере «Русского слова» за 1859 год была напечатана статья Василия Ивановича Водовозова — преподавателя словесности Первой Санкт-Петербургской гимназии и университета. Название статьи: «Существует ли теория словесности и при каких условиях возможно ее существование». Статье 162 года. Но она вся про нас: про экзамены, про подход к преподаванию литературы, про понимание сущности обучения.

В чём преимущественно выразилась наша деятельность по этому предмету? В программах. Много было их написано и даже напечатано; можно надеяться, что еще многое будет сочинено вновь. Но если бы и все эти программы собрать в одну книгу, то нисколько не доставим духовной пищи учащимся, которые должны питаться по-прежнему остатками давно умершей науки. Мы видели различных юношей, приготовляющихся к различным экзаменам, и душевно скорбели об их безотрадном положении. Каково бедному работнику носить груды камней на высокие леса — носить, носить... А здание все-таки не строится! <...>

Нет ничего также забавнее, как видеть деление лирики, эпоса, драмы на неизменные рубрики, подобно тому, как в естественной истории к царству животных относят: рыб, птиц, четвероногих, пресмыкающихся. Куда принадлежит баллада: к лирике или к эпосу? Как сладить с сатирою, с баснею, с идиллией? «Рыбаки» Феокрита, конечно, идиллия, а где представлены не рыбаки, не поселяне, там может ли быть также идиллия? Элегия означает грустную песнь: отчего же нет особенного названия для песни, выражающей радость, страх, удивление, надежду и проч. А романс? <...>

Нет сомнения, что виды литературных произведений могут быть объяснены только исторически: иначе лучше не употреблять голых названий, дающих одно сбивчивое понятие. Сколько придумали подразделений для одних поэм! Поэма лирическая, сатирическая, историческая, героическая! Представлять все эти виды, как отдельно и самостоятельно существующие, крайне затруднительно: нашлись бы сотни фактов, которых нельзя подвести ни под один из них. <...>

«Факты! Факты! Дайте нам фактов!» — говорит современность — и это требование нигде так не основательно, как в теории литературы, которая столь долго писалась одним воздухом умозрения...

Дети заучивают наизусть туманные или витиеватые фразы и совершенно справедливо говорят: «Несносная, скучная теория!» Странное дело! Все убеждены, что словесность должна быть самым занимательным из всех предметов, а на деле выходит, что нет ничего труднее, как найти занимательность в преподаваемой у нас словесности. Самая поэзия служит только к истомлению памяти, и стишки, которые дают заучивать, часто остаются одни горестные воспоминания о вовсе не поэтических нолях и единицах...

Несмотря на то, что написанному 162 года, очень и очень многое описывает происходящее на ЕГЭ по литературе. Да и сам формат экзамена, как известно, определяет и подготовку к нему. В демонстрационном варианте экзаменационной работы по литературе за 2021 год такие тестовые вопросы к фрагменту из пьесы «Гроза»:

Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А. Н. Островского и принципы которого отражены в пьесе «Гроза».

Как называется авторские пояснения к речи персонажей?

Назовите художественный прием, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении?

Как называется вопрос, в котором содержится скрытое утверждение?

В некоторых вопросах даже не упоминается произведение. Дело в том, что оно и неважно. Главное — знать термин, ведь это добавляет к работе 12 баллов. Беда только в том, что этот термин, этот ответ не имеет никакого отношения к пониманию смысла прочитанного. Продолжим цитирование статьи.

Скажут, что, объясняя предметы подобным образом, мы не в состоянии будем пройти назначенного программой. Против этого мы не спорим: там, где вся забота не об основательном изучении предмета, в выполнении той или иной программы, пускай чтение и остается одной программой. Со своей стороны мы думаем, что лучше пройти немного, да с теми подробностями, которые составляют в душе живое, вечное знание. Иначе наука будет состоять в одних оглавлениях да в тех коротеньких рецептах, выучивание которых на самом деле подобно впечатлению от принятой микстуры. Все говорят, что нужно практически знакомить с предметом, многие даже преимущественно занимаются в классах чтением писателей. Но тщедушное руководство лежит по-прежнему в виде книги или тетради на столе, и его непременно следует вызубрить к экзамену. Таким образом, экзамен почти никогда не соответствует тому, чем занимается мыслящий преподаватель в классе. При нашей всеобщей болезненной страсти заучивать на память и лености мыслить я полагаю в настоящее время решительно необходимым не давать по теории никаких руководств или записей, а заставлять самих воспитанников при разборе выискивать правила. Задавая разнообразные разборы, вы понемногу приведете их к пониманию системы, которую вовсе не трудно удержать в голове, когда вполне понятно содержание науки. Мы должны наконец понять, что для учащегося главная польза не в определениях, а в усвоении того, что под определениями заключается. Усвоив надлежащим образом содержание, он, может, даст и свое определение, которое будет не хуже помещенных в руководстве. Вся цель науки — достигнуть наконец системы знаний: но пусть эта система будет не один мертвый остов, пусть воспитанник поймет ее, участвуя сам в ее построении. Я думаю, что нет ничего вреднее, как, набив голову определениями, беспрестанно закручивать ум в эту систему, подобно тюку с товарами.

Любопытен также и разбор басни Крылова «Осел и Соловей», который предлагает В. И. Водовозов ученикам. Выкладываю полный текст его статьи.

В. И. Водовозов. Существует ли теория словесности и при каких условиях возможно ее существование // Русское слово. 1859. № 4. С. 1—17.
Ранее Ctrl + ↓