Заметки о русской литературе, культуре, языке

Слоговая теория Р. И. Аванесова

Р. И. Аванесов разработал сонорную теорию слога русского языка, которая объясняет две важных вещи: что такое слог и как правильно разделить слово на фонетические слоги. Начнем с первого.

Рубен Иванович Аванесов (1902—1982)

Слог, по Аванесову, это совокупность разных по степени сонорности звуков. Любой слог — это переход от менее сонорных к более сонорным звукам. Самый звучный — такой звук, который является вершиной слога. Уровни звучности обозначаются следующим образом:

  • 4 — гласные;
  • 3 — сонорные звонкие согласные;
  • 2 — шумные звонкие согласные;
  • 1 — шумные глухие согласные;
  • 0 — пауза.

Получается, что любое русское слово можно представить схематически. Отметим каждый звук точкой на шкале от 0 до 4 и затем соединим получившиеся точки. Помним, что цифрами мы обозначаем именно характер звука, а не буквы, поэтому опираемся не на графическую запись слова, а на его транскрипцию, которую предварительно следует составить.

Разбор слова позёмка

Каждый слог — это волна сонорности. Количество слогов равно количеству вершин сонорности. В данном примере таких вершин у нас три, значит в слове три слога. Но теория Аванесова позволяет не только верно определить количество слогов, но и не ошибиться с их границей. Главный ее постулат гласит: слог в русском языке строится по закону восходящей звучности — от наименее звучного звука к наиболее звучному, то есть слоговому. Из этой теории есть следующие следствия:

  1. Большинство слогов русского языка стремится к открытости, то есть к тому, чтобы оканчиваться на гласный. Например, [нα-у́-къ] наука, [ва́-зъ] ваза.
  2. Слог может заканчиваться на согласный звук только в трех случаях:
  • в конце слова: [плα-то́к] платок, [рα-ш’-о́т] расчёт.
  • на стыке сонорного и шумного в неначальном слоге. В таком случае сонорный отходит к предшествующему слогу, а шумный — к последующему: [за́м-шъ] замша, [бαл-ко́н] балкон.
  • на стыке [u̯] и любого согласного. Звук [u̯] отходит к предшествующему слогу, а согласный — к последующему: [вαu̯-на́] война, [ма́u̯-къ] майка.

Последние два пункта требуют объяснения. Почему именно так? Дело в том, что в каждом из них рядом оказываются звуки, близость которых нарушает слоговую теорию восходящей звучности.

Например, сочетание сонорного и шумного согласного звука в переводе на цифровой индекс выглядело бы следующие образом: 3 (сонорный) и 2 или 1 (шумный). А внутри слога невозможно понижение, поэтому их необходимо разделить на разные слоги для возрастания звучности в последующем. То есть до гласного звучность должна только нарастать, а падать в других местах.

В случае же сочетания [u̯] и любого согласного у нас вновь то же самое нарушение, которое требует разделения этих двух звуков на разные слоги. Индексы: 3,5 (у [u̯] более высокий индекс, чем у остальных сонорных) и 1, 2 или 3 (любой согласный).

Удивительно, как эта теория может описывать даже самые малые нюансы произнесения слов. Например, слово лбы. При произнесении этого слова мы вынуждены немного приглушать сонорный [л] до индекса последующего шумного согласного звука, иначе получится, что в слове два слога, а не один. И действительно, сравните звучание [л] в словах лира и лбы.

Именно из-за слоговой теории можно услышать скандирование [ша́u̯-бу] Шайбу!, а не *[ша́-u̯бу].

Еще один пример. Слово карман будет делиться на два слога и граница следующая: [кα-рма́н].

Наконец, нужно помнить о том, что фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением слова и правилам переноса.

Фонетические слоги Морфемное членение Перенос слова
[ма-u̯о́р] майор май-ор
[сα-гла́-снъ] со-глас-н-а со-глас-на / сог-ла-сна

Задания

  1. Определите, где по сонорной теории проходит слогораздел, если слово состоит из звуков с такими индексами сонорности.
    4  2  3  4  3  4  3,5  4  1  4  3,5  1  4
  2. Разделите на слоги слово сентябрь.
  3. Подберите слово, состоящее из звуков следующей звучности и определите место слогораздела по теории Р. И. Аванесова.
    4  1  3  4  1  4  1
Поделиться
Отправить
Запинить