Первые впечатления от «Интерстеллара»
Фильм «Интерстеллар» держался в топ-листе ожидаемых премьер на «Кинопоиске» почти год. 7 ноября он вышел на экраны, и я сумел увидеть его.
Кристофер Нолан сделал важную вещь еще до выхода фильма: не стал показывать в трейлере ровным счетом ничего. Тем самым он избавился от дурной тенденции показывать фильм за 1 минуту. Заодно и заинтриговал немало зрителей. Вот этот трейлер:
«Интерстеллар» не назовешь до конца голливудской «побрякушкой». Об этом заставляет задуматься уже неспешный саундтрек (Х. Циммер). Он заставляет смотреть не только и не столько на экран, сколько во внутрь себя самого. Кажется, что сюжетно фильм и «родился» из этого интуитивного ощущения основной задачи человека в мире, истинного и глубокого понимания смысла его пребывания в мироздании, на любой планете, в любые времена: «Мы здесь для того, чтобы стать воспоминаниями наших потомков». Такой угол зрения на человека и человеческое в нем рождает представление о том, что, в сущности, все мы бессмертны. Наверное, в связи с таким пониманием человека, герои Нолана боятся умереть меньше, чем потерять любимую дочь, потерять членов «экспедиции»…
«Интерстеллар» можно увидеть как смысловое продолжение «Гравитации», возможно, развитие тех замыслов, которые не могли вместиться в один или даже в несколько фильмов о космосе. Это уже довольно давняя традиция — изображать человека на фоне космоса. Грубо говоря, такие фильмы снимаются ради не только красивых панорам, которых в «Интерстелларе» достаточно, но и кое-чего подлинно человеческого. Его тайна — в сущности памяти, в исторической преемственности. Научное исследование неизвестного профессора продолжает главный герой, но он из другого поколения и продолжает он его не на Земле, не решая загадочные уравнения на бумаге, а практически претворяя то, что требуется для спасения мира. Затем эти же исследования продолжит его дочь, закончив то, что не было сделано до нее. В этом «общем» деле и живет память о человеке, о его деле, о его жертве. Идея жертвенности является одной из важнейших в этом фильме. Но одновременно с ней здесь звучит почти «возрожденческая» мысль о величии человека, о его возможностях, «мы только в начале пути», нам всё только предстоит...