О твердолобости
То качество человеческого ума, о котором пойдет речь, я наблюдаю в связи с местом моей работы. Однако, как мне кажется, оно было и есть всегда и везде. Но все-таки. Возьмем обычного человека по имени N.
N обращается к редактору сайта и говорит: «Это новая информация для сайта. В ней указывается на изменение режима работы. Она так важна, что ее нужно разместить на главной странице сайта, а также обновить раздел „Режим работы“». После этого, как правило, проходит некоторое время, после чего N начинает понимать, что сделанного ему мало. Происходит приблизительно такой диалог: «На главной странице это незаметно» — «Но ведь мы уже выделили это полужирным, поставили в центр, что еще?» — «Надо выделить это красным. Да, красным! Чтобы видели все! А то придут, а мы закрыты. А еще подчеркнуть! Во!» — «К сожалению, это не согласуется в дизайном сайта. Ведь и без красного видно. Тот, кто ищет режим работы, найдет его уже на главной странице» — «Нет, наш читатель не сообразит, вы же знаете, какие эти читатели тупые».
Даже в том случае, если читатель действительно «идиот», это не дает права относиться к нему как к идиоту. Мне кажется, что болезнь большинства недодизайнеров связана с тем, что они держат пользователя за идиота. Мой пример — только иллюстрация. Его могло и не быть на самом деле. Вместо информации о режиме работы может быть любая другая мелочь.
Вы уже понимаете, к чему я веду. Хороший дизайн рождается при адекватном отношении к пользователю. Но есть и еще один важный вывод, связанный уже с настоящими дизайнерами. Как ни парадоксально, но стремление к идеально выверенному, сверхудобному интерфейсу, который делается так въедливо, как только можно, тоже является формой такого отношения. В конечном итоге, мы пришли на сайт не глядеть на интерфейс, не расслабляться, не смотреть, а что-то делать: читать, искать, покупать, совершать действия. Не стоит смещать акцент с результата этого действия (цели пользователя) на средство этого действия (интерфейс). Иначе все мы станем «идиотами».