Прощание с университетом

Прощание с университетом

С университетом меня связывают почти 10 лет жизни. Еще в 2006 я ездил сюда школьником на годовые подготовительные курсы. Нас учили литературе и русскому языку с прицелом на поступление (ЕГЭ тогда еще не было). Больше всего мне запомнились лекционные занятия по литературе. Они проходили в кабинете географо-биологического факультета, в окружении полочек со склянками и прочей атрибутикой, при каком-то тусклом освещении. В коридорах не было ни души: по воскресеньям университет пустовал без студентов. Но главное — для меня, школьника, формат этих занятий был крайне интересным. Именно тогда нам впервые показали, как нужно читать поэзию (Тютчева, Ахматову, Блока и других) и прозу. Я узнавал много нового: столько в школе не рассказывали по объективным причинам нехватки учебного времени. Но здесь мы занимались аж полдня. Дома между занятиями мы каждую неделю писали большие сочинения. В эти годы я начал учиться писать.

Курсы увлекли меня литературой: я ходил сам не свой, какое-то очарование и предчувствие чего-то огромного не давало покоя. Очарование никуда не делось и теперь, 10 лет спустя.

Однажды в воскресенье в том же году я из любопытства забегал на филфак для того, чтобы посмотреть расписание, по которому учатся студенты: меня интересовали предметы. Я читал, как они называются, с еще бо́льшим интересом. Ведь я буду их изучать тоже, если поступлю сюда! Историческая грамматика, античная литература, история русской литературы, философия...

Ведь тянет же всегда человека к каким-то местам. Я был и в другом университете, в который тоже пытался поступить. Но там не было притяжения такой силы. Не знаю, что тому было причиной.

Учиться мне было еще интереснее. У меня были замечательные преподаватели. На младших курсах проводил всё свободное время в библиотеках: писал конспекты, читал книги. Как хорошо и спокойно было тогда без интернета. Помню множество моментов, но напишу лишь про один. Как-то пары у нас начинались в 14 часов. Я пришел в университетскую библиотеку (читальный зал, или просто «читалка») в 8 утра (на улице были морозы под −30 °С). У закрытых дверей я ждал опоздавшего на 5 минут библиотекаря. Ему, наверное, и в голову бы не пришло, что кто-то будет так желать попасть в читалку в 8 утра. Эти воспоминания по-своему дороги мне. На другой день я снова пришел рано, но последний четверг месяца традиционно был санитарным днем.

После окончания университета поступил в аспирантуру, о которой к тому времени и мечтал. Эти три года я также был связан с универом, с кафедрой. Запомнилось тоже многое, но первое, что приходит на ум, — аспирантско-студенческие семинары (в 2013 году они создавали теплую атмосферу взаимопонимания и уюта без всякого официоза и формальностей; такая же теплая атмосфера была на кафедре). Защитил кандидатскую диссертацию в 2015 году и продолжал работать уже в ректорате вуза.

Сейчас подходит к концу 2016 год, а вместе с ним и целый фрагмент моей жизни, который связан с университетом. Заканчивать какой-то определенный этап всегда тяжело, но еще тяжелее, когда ставишь точку в нескольких этапах сразу. Главное — я понял, к чему мне нужно стремиться дальше, в какую сторону двигаться. Надеюсь, что это понимание не подведет меня.

Памятник А. С. Пушкину в коридоре родного филфака
Поделиться
Отправить
Популярное