Заметки о русской литературе, культуре, языке

Интересные задания по русскому языку

Вновь делюсь самыми интересными, на мой взгляд, заданиями по русскому языку, над которыми интересно поломать голову. Отвечаем и делимся соображениями в комментариях. Ответы появятся там же.

Приставка пере- может придавать глаголу такие значения:

1) ‘действие, повторяющееся заново’;
2) ‘действие, производимое в слишком большом количестве, свыше нормы’;
3) ‘движение через что-то или из одного места в другое’.

Задание 1

Существует ли русский глагол с приставкой пере-, который не имеет ни значения (1), ни (2), ни (3)?

Задание 2

Приведите пример глагола с приставкой пере-, который можно понять двояко: или так, что приставка имеет в нём 1-е значение, или так, что приставка имеет 2-е значение, но не так, что она имеет 3-е значение. Проиллюстрируйте разные значения вашего глагола, употребляя его в разных фразах.

Задание 3

Перечислите все возможные наборы из данных трёх значений, которые может иметь приставка пере- в одном и том же глаголе. Подтвердите правильность ответа примерами. Кратко объясните своё решение.

Поделиться
Отправить
Запинить
1 комментарий
Константин 2019

Возможное решение

Теоретически возможных наборов из трёх значений существует восемь. Каждый из них может реально встретиться в глаголе.

  1. «Пустой набор» (ни одного из трёх значений) находим, например, в глаголах переночевать, перестать.
  2. Значение (1) — перевоспитать.
  3. (2) — перезаниматься.
  4. (3) — перехлестнуться (вода перехлестнулась через борт лодки).
  5. (1), (2) — переучить (он плохо обучен, его надо переучить; её слишком долго учили и переучили).
  6. (1), (3) — перебежать (вы плохо пробежали дистанцию, вы должны перебежать её; мальчик перебежал улицу).
  7. (2), (3) — перелетать (я стрелял несколько раз, и каждый раз снаряд перелетал; он три раза перелетал линию фронта).
  8. (1), (2), (3) — перепрыгивать (я несколько раз пытался взять высоту и каждый раз неудачно — приходилось перепрыгивать; он много занимался прыжками, каждый день перепрыгивает и приходит со стадиона измождённым; мальчик перепрыгивает ручей и углубляется в чащу леса).

Эта задача наглядно показывает, что не только слово, но и часть слова — морфема (в данном случае приставка) — может быть многозначной. Всего у приставки пере- в русском языке более десятка значений. В задаче затрагиваются лишь три из них. Выбор того или иного значения зависит, во-первых, от основы, с которой сочетается приставка (ср. перевоспитать и перезаниматься), а во-вторых (когда основа допускает несколько значений приставки), от широкого контекста во фразе.

Точно описать значения русских приставок и правила их выбора особенно важно в связи с тем, что они очень продуктивны в русском языке. К небольшому количеству значений приставок можно «свести» огромное множество значений слов. Учёт этого позволит экономно описать семантическую структуру русского языка. Случай многозначности приставок служит, кроме того, примером трудной прикладной проблемы: как научить машину выбирать нужное значение приставки.