Лествица жизни
Игумена Синайской горы по имени Иоанн стали называть Иоанном Лествичником после написанной им «Лествицы». Эта книга содержит иерархию монашеских подвигов. Книга отвечает на вопросы: что значит быть монахом? Каким он должен быть? Каков образ его жизни?
«Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени, и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, кто, скорбя и болезнуя душой, всегда памятует и размышляет о смерти и во сне, и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества для получения тех благ, которые превыше естества».
По сути, перед нами руководство пути подвижника. «Лествица» представляет собой лестницу из тридцати ступеней. Их количество совпадает с возрастом Христа. Я. А. Слинин, комментируя «Лествицу», улавливает ее фундаментальную истину: единственным верным путем к Богу является путь монашеского подвига. Каждая из ступеней невероятно трудна и представляет собой отдельный подвиг.
Приведу только первые 10 ступеней.
Слово 1-е | Об отречении от жития мирского |
Слово 2-е | О беспристрастии, т. е. отложении попечений и печали о мире |
Слово 3-е | О странничестве, т. е. уклонении от мира |
Слово 4-е | О блаженном и приснопамятном послушании |
Слово 5-е | О попечительном и действительном покаянии, также о житии святых осужденников и о темнице |
Слово 6-е | О памяти смерти |
Слово 7-е | О радостотворном плаче |
Слово 8-е | О безгневии и кротости |
Слово 9-е | О памятозлобии |
Слово 10-е | О злословии и клевете |
Восхождение к Богу для монаха начинается с отказа от мирской жизни. Это одно из самых трудных отречений: от мира, от родителей, от жен и детей, — от всего. «Любовь Божия угашает любовь к родителям, а кто говорит, что он имеет и ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: никто не может двема господинома работати (Матф. 6, 24), и проч.». Иоанн Лествичник вновь напоминает своему читателю о неочевидных на первый взгляд нюансах христианского учения.
На чтение «Лествицы» меня навело творчество Гоголя. Художник высоко ценил труд Иоанна Лествичника. Например, уже в «Шинели», как тонко подмечает С. Г. Бочаров, очевидно знакомство автора с житием Акакия Синайского. Гоголь знал это житие благодаря «Лествице» (ср. имя героя Акакий Акакиевич). Постепенно оказывается, что Гоголя трудно даже приблизительно понять и осмыслить без знакомства с окружавшим его культурным контекстом. Как и любого другого по-настоящему крупного писателя.