«Война и мир» и оскорбление чувств ветеранов войны 1812 года
Князь П. А. Вяземский — ветеран войны 1812 года, поэт, мемуарист, дипломат — негодовал по поводу издания романа Толстого «Война и мир».
Вяземский увидел в романе «протест против истории», который назвал словом «нетовщина». Он рассказывает, как в 1830-е годы познакомился с делом религиозной секты — нетовщины. Сектанты отрицали нечистую жизнь и в деревнях массово кончали жизнь самоубийством. Ночью они собирались в одном месте и каждый клал голову на импровизированную плаху, на деревянный обрубок, и просил отрубить ему голову со словами: «Прекрати меня, Христа ради». Однажды за ночь в одном сарае погибло таким образом 30 человек, включая женщин и детей. И в конце этого рассказа Вяземский говорит: «Не знаю, ради чего или кого действуют исторические прекращатели; но не мешало бы и этому толку присвоить себе прозвание: Нетовщина».
Вяземский увидел в романе Толстого слишком прозаическое описание великих событий: «Вальтер Скотт, создатель исторического романа, мог поэтизировать и романизировать исторические события и лица», современная же литература «любит опошлять жизнь, действия, события, сами страсти общества».
«Могли быть Фамусовы и в Москве 1812 года, но были и не одни Фамусовы. А в книге „Война и мир“ всё это собрание состоит из лиц подобного калибра».