Заметки о русской литературе, культуре, языке

Позднее Ctrl + ↑

Большие числа

Автор этой заметки не имеет отношения к математике. Изложение теоретических положений адаптировано под мышление гуманитария и не претендует на научность.

Эдвард Казнер в 1938 году попытался объяснить бесконечность и придумал большое число. Затем он попросил своего 9-летнего племянника придумать этому числу название. Так появился гугол: 10100 = 10 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000.

В этом числе 100 нулей. Размер этого числа будет легче представить с учетом того, что обозримая Вселенная состоит из 1080 частиц, т. е. единица с 80 нулями. Гугол, несомненно, больше этого числа. В обозримой Вселенной поместилось бы 1090 песчинок. Но и это число меньше числа гугол. Если взять куб с планковской шириной (т. е. 10−23 м), то в обозримой Вселенной поместится 10123 штук таких кубов. Это число уже больше числа гугол.

Казнер тоже задумался над тем, какое число может быть больше, чем гугол. Таким числом является гуголплекс: 1010100

Перед нами число 10, возведенное в степень гугол, т. е. помноженное на само себя гугол количество раз. Мы не смогли бы записать это число на бумаге и даже на частицах всей обозримой Вселенной.

Теоретическому обоснованию этих чисел посвящена книга Э. Каснера. См.: Edward Kasner, James Newman. Mathematics and Imagination. London, 1950.

А что если бы наша Вселенная была бы по площади равна гуголплексу? Если мы будем находиться в такой Вселенной и улетим достаточно далеко, то неизбежно встретим своего точного двойника. Почему?

Объем тела человека занимает определенное количество квантовых состояний. Оно равно 101070. Столько уникальных состояний занимает наше тело в пространстве: неважно, что находится в нем — собака, стол, машина и т. д. Имеются в виду все возможные комбинации частиц. Но т. к. 101070 < 1010100, то если удалиться от себя на гуголплекс метров, то можно будет увидеть копии самого себя, т. к. закончатся уникальные комбинации атомов и частиц, а дальше — будет повторяться и сама Вселенная.

Размер обозримой Вселенной, известный науке, составляет (1026 м)3. Если Вселенная больше, то наличие двойника в ней математически неизбежно.

Число гуголплекс кажется сейчас очень большим. Но оно в гуголплексы раз меньше песчинки относительно действительно больших чисел. О них мы и поговорим сейчас.


Существует известный парадокс Зенона. Он основан на том, что любой отрезок можно поделить пополам. Соответственно, если это так, то получившуюся половину отрезка тоже можно поделить пополам, потому что она тоже является отрезком и так далее до бесконечности. Так, например, получается, что полет стрелы в воздухе бесконечен, поскольку бесконечен процесс деления ее пути. Графически этот парадокс можно изобразить следующим образом:

Изобразим этот парадокс математически:

Удивительно то, что левая часть продолжается бесконечное количество раз, поскольку бесконечно деление, и каждая часть составляет половину от предыдущей. И несмотря на это бесконечное число слагаемых, их сумма конечна и равна единице. Уравнение вида ∞ = 1 кажется нам абсурдным.

В этом псевдонаучном парадоксе таится один важный момент: не существует неупорядоченной структуры. В 1928 году Фрэнк Рамсей — английский математик — доказал, что неупорядоченная структура невозможна. Теория Рамсея основана на подсчете того, сколько элементов должно входить в множество для того, чтобы они образовали упорядоченную структуру.

Например, n кроликов рассажены в m клеток. Вопрос: чему должно быть равно n, чтобы в каждой из клеток было гарантированно минимум 2 кролика, т. е. m ≥ 2? Согласно принципу Дирихле, если n > m, то найдется хотя бы одна клетка, в которой будет минимум 2 кролика. Что делает теория Рамсея с этой задачей? Она обобщает ее в поисках универсального ответа. Только оперирует она не ячейками с кроликами, а графами. Наблюдения над графами и позволяют увидеть единый принцип самоорганизации любых суперсложных систем, таких как Вселенная.

Задача Рамсея состоит в следующем. На вечеринке присутствует множество людей. Какое количество людей достаточно для того, чтобы образовать группу, в которой всегда окажется либо четверо людей знакомых друг с другом, либо четверо незнакомых друг с другом?

В общем виде теория Рамсея звучит так. Если число объектов в совокупности достаточно велико и каждые 2 объекта связывает одно из набора отношений, то всегда существует подмножество данной совокупности, содержащее заданное число объектов, и при этом такое, что в нем всё объекты связаны отношением одного типа. Впервые это утверждение было доказано Рамсеем в 1928 году.

Еще один частный случай теории Рамсея. Задача следующая. Есть n-мерный куб, все вершины которого соединены отрезками красного и синего цветов (цвет выбирается в случайном порядке). Вопрос: чему должно быть равно n для того, чтобы мы получили раскрашенный в один цвет полный подграф с четырьмя вершинами, все из которых лежат в одной плоскости?

Первое решение этой задачи предложили в 1971 году. В 2003 году результат был скорректирован. Он выглядит следующим образом: 13 ≤ n ≤ G. Т. е. все возможные решения этой задачи лежат в промежутке между 13 и числом Грэма. И число Грэма нас и будет интересовать. Это по-настоящему огромное число.

Почему это огромное число стало решением задачи Рамсея? Да потому, что у куба много n-размерностей: двухмерный, трехмерный (знакомый нам всем), четырехмерный, пятимерный и так далее. Но это не бесконечное число. Решение заканчивается неким большим числом G, которое и было названо числом Грэма. Оно настолько большое, что традиционные способы записи чисел нам тут не помогут и нужно вводить альтернативные способы записи числа. Попробуем это сделать.

Как мы обычно возводим число в степень? Попробуем представить это возведение при помощи стрелочки:

Что будет, если мы напишем две стрелочки?

Мы всего лишь добавили одну стрелочку. И посмотрите, как подскочил результат: с одной было 27, а теперь 7,6 триллионов. Но это ведь не предел, не так ли?

Высота получившейся «башни» из троек равна 7,6 триллионам. Записать даже эту «башню» уже невозможно, а уж само число тем более. Если учесть размеры одной тройки на вашем мониторе, то «башня» бы получилась до Марса (без преувеличений). Это не расстояние от Земли до Марса! Это расстояние, которое заняла бы «башня» такой высоты. Поздравляю. Мы только что переплюнули гуголплекс. Посчитать даже пару метров такой «башни» не способен никакой компьютер на планете, а она тянется на множество километров…

Но мы можем двигаться дальше, так ведь?.. Представим некое число g1.

Производить даже приблизительные расчеты тут бесполезно и невозможно. Наш ум не способен воспринять число степеней. Это число не описать. Его нельзя сравнить ни с чем, потому что оно превышает все известные нам величины. С тремя стрелочками мы хотя бы могли вообразить расстояние «башни». А здесь даже ее высоту не с чем сравнить. Причем даже если мы заполним всю обозримую Вселенную этими «башнями», мы и близко не получим это число. Потому что количество этих «башень» будет лишь указывать на то, сколько «башень» еще нужно построить, чтобы получить число следующих «башень» и так множество раз.

Теперь возьмем еще одно число.

В числе g2 содержится g1 число стрелок. То есть всё то, что мы рассчитывали и представляли ранее — все эти «башни», которые не помещаются ни в какие Вселенные, — всё это только количество стрелок в числе g2.

Разумеется, можно придумать и число g3 и так далее 64 раза.

Так вот. Это и есть число Грэма.

Известно только, что число Грэма заканчивается на 7. Именно это число является максимальным решением задачи Рамсея.

На сегодняшний день число Грэма не является самым большим числом в мире. Существует по крайней мере три числа, превосходящих его. Об этих построениях можно написать отдельную заметку.

Учимся древнегреческому языку

2016 год для меня начался с изучения древнегреческого языка. Прошло уже почти два месяца. На мой взгляд, это один из самых сложных древних языков. Изучать его сложно постольку, поскольку на нем не говорят. Но я еще не сказал о самом главном: это безумно интересный язык. На нем написан Новый Завет, сочинения античных философов, произведения античной литературы, например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Древнегреческий язык ранее входил в обязательный курс для каждого студента-филолога и изучался несколько лет вместе с латинским, старославянским и древнерусским языками.

Если кто-то захочет присоединиться и составить компанию, то пишите: смогу помочь с первыми шагами (удаленно). Εὖ πράττειν — всем, кто решится на этот подвиг.

Неспешность и скорость

В 2014 году вышла очередная книга известного питерского философа А. К. Секацкого. Она поразила меня здравым и незамутненным пониманием происходящего здесь и сейчас (современность — это, вообще, постоянная тема размышлений Александра Куприяновича). Особенно меня задела первая глава: «Неспешность: онтологические и телеологические аспекты». Несмотря на сложную формулировку, эта главка посвящена новому качеству неспешности, которая перешла в поспешность. Этот переход затронул разные сферы существования, включая сознание людей. Измененное сознание воспринимает неспешность как нечто негативное, делая его синонимом опоздания и промедления. Тяга к высокой скорости, которой отмечена современная цивилизация, уничтожает возможность созидать Подлинные вещи.

А. К. Секацкий

«Неспешность, сейчас, как никогда, востребованная и при этом почти недостижимая, синтезируется с превеликим трудом благодаря острому дефициту исходных материалов, тех составляющих, из которых она складывается... Увы, в современном мире... неспешность не имеет товарной формы: более того, в стратегии товарного производства без берегов она является непозволительной роскошью, неким препятствием и потому больше известна под другими именами, звучащими как приговор. Вот эти имена: промедление, опоздание, неуспеваемость, задержка. Каждый раз вынесение приговора сопровождается раздражением, досадой, ощущением сбоя — кажется, что проистекающий отсюда вред непосредственно превышает вред от злого умысла. Впрочем, не надо и других имен, трудно не прочитать иронию в таком, например, выражении: „Как-то очень неспешен...“.

<...> В сущности, современная система ценностей в той мере, в какой она современна (и системна), базируется на скорости: скорый поезд (экспресс), быстродействующий процессор, fast food, instant coffee, экспресс-обслуживание. Говоря в духе Спинозы, идея скорости, соединенная с идеями легкости и новизны, образует модус, посредством которого сегодня явлен сам Бог. Имя этой правящей инстанции — Instant God (легкодоступный Бог), и поразительным образом его традиционные атрибуты — всеведение, всемогущество, как знать, может быть, и высшее милосердие — соединились сейчас в идее быстродействия. Сей новый, опережающий все на свете, кроме самого света, Господь, несомненно, благоволит апостолам Новизны и пророкам Скорости. Однако он, Instant God, суров к тугодумам, безжалостен к неуспевающим, и мы, в сущности, не знаем, новый ли это бог...

<...> Соответственно жертвами скорости последовательно пали кропотливость, тщательность, добротность — вся сумма достоинств вещи, о которой писал Хайдеггер, имея в виду вещь мастера. Вещи, которые предстают перед инстанцией Instant God, должны нести в себе новую душу: заряд самоуничтожения, таймер, срабатывающий задолго до возможного естественного износа и погружающий вещь в „никомуненужность“. Это активированная, ускоренная смертность и есть душа вещей — на этот раз, как ни странно, более самостоятельная, дистанцированная от человеческой психеи-души.

<...> Волнообразная экспансия „скорости-без-скорого“ (без непременной субстратной группировки) пронизывает не только среду вещественности, она вторгается и в среду общения, благодаря чему от бесед и разговоров остаются быстрорастворимые и легко смываемые „комменты“. Сколько угодно можно жаловаться, что они непригодны для размещения и удержания смыслов (что правда), но только они и являются проводниками скоростного взаимопонимания. Стало совершенно очевидно, что скорость — это регулятор не только онтологических диапазонов присутствия: спешка и неспешность определяют не только количество подробностей или, наоборот, конспективность — они задают тематизацию, определяют содержание, осмысленность или бессмысленность конкретных фрагментов присутствия. Одновременно скорость становится стилеобразующим феноменом.

Пожалуй, добродетель неспешной беседы относится к числу наиболее прочно забытых: все уцелевшие островки можно считать заповедниками. Модус самодостаточной беседы, неспешного разговора пребывает среди самых дефицитных хроноресурсов. Экзистенциальные заповедники, кстати, сохраняют отдельность происходящего — это наследство хороших форм, четкая различимость эйдосов. В отличие от заповедных практик новые производные скорости образуют некий континуум, внутри которого быстрое и легкое общение (например, в SMS-режиме) ближе к такому же скоростному производству, чем к неторопливому разговору. То есть нарастание скорости приводит к слипанию феноменов в однородном пространстве, а затем и к редукции самого пространства, которое никуда не простирается, потому что ему некогда простираться»

Секацкий А. К. Неспешность: онтологические и телеологические аспекты // Секацкий А. К. Размышления. М.: Издательство К. Тублина, 2014. С. 7—10.

Одно из видеовыступлений А. К. Секацкого, не связанное с приведенным фрагментом.

Тайные доктрины Елены Блаватской

Елена Блаватская (1831—1891) — огромное и непостижимое явление в мировой культуре. Ее мистические учения раз за разом убеждали людей в том, что сверхъестественное куда роднее и ближе человеческой душе, чем окружающий нас мир. Знакомство с ее работами — это усилие приоткрыть видимые покровы мироздания на пути к высшей мудрости.

В древнеиндийских учениях Вишну Пурана есть представление о человеческой истории как о смене юг (эпох, циклов развития). Согласно учению Вишну, на земле установился Черный век — Кали-юга. В «Тайной доктрине» Блаватская цитирует фрагмент этого учения, который и сегодня может быть применен к современной исторической ситуации:

Будут современные монархи, царствующие на Земле, царями грубого духа, нрава жестокого и преданные лжи и злу. Они будут умерщвлять женщин, и детей, и коров; они будут захватывать имущества своих подданных [или, по другому переводу, будут захватывать чужих жен]; власть их будет ограничена… жизнь кратка, желания ненасытны… Люди разных стран, смешиваясь с ними, последуют их примеру; и варвары будут сильны [в Индии], покровительствуемые принцами, тогда как чистые племена будут заброшены; народ будет погибать [или, как говорит комментатор: «Mlechchha будут посередине, а арийцы на конце»]. Богатство и благочестие будут уменьшаться день за днем, пока весь мир не будет развращен… Лишь имущество будет давать положение; богатство будет единственным источником почитания и преданности; страсть будет единственною связью между полами; ложь будет единственным средством успеха в тяжбе; женщины будут лишь предметом чувственного наслаждения… [Внешний облик будет единственным отличием разных ступеней жизни]; нечестность (anyâya) будет [общим] средством существования; слабость — поводом к зависимости; угроза и самомнение заменят знание; щедрость будет называться [благочестием]; богач будет считаться чистым; обоюдное согласие заменит брак; тонкие одежды будут достоинством… сильнейший будет властвовать… народ, не будучи в состоянии выносить тяжести налогов [кхарабхара], будет спасаться в долины… Так, в Кали Юге разложение будет неукоснительно протекать, пока человеческая раса не приблизится к своему уничтожению [Пралайи]. Когда… конец Кали Юги будет совсем близок, часть того божественного Существа, который существует в силу своей собственной духовной природы [Калки Аватара]… сойдет на Землю… одаренный восемью сверх-человеческими способностями… Он восстановит справедливость (праведность) на Земле, и умы тех, кто будут жить в конце Кали Юги, пробудятся и станут так же прозрачны, как хрусталь. Люди, которые будут так преображены… явятся семенами человеческих существ и дадут рождение расе, которая будет следовать законам Века Крита [или Века Чистоты]. Как сказано: «Когда Солнце и Луна, и [лунный астеризм] Тишья и планета Юпитер будут в одном доме, тогда Крита [или Сатья] Век вернется…».

Блаватская говорит об ужасном веке: земля словно затягивает человека, который на своем пути утратил истинную цель. Он «шарахается» из стороны в сторону, не может стоять твердо на месте. После смерти матери Блаватская видит сны. Ей снятся тупые лица палачей, убивающие людей. Она знала, что это пророческие сны, которые воплотятся во всемирной бойне…


Мадрас, Адьяр (пригород Ченнаи)

Вера Петровна — сестра Блаватской — пишет в воспоминаниях о детстве:

Теперь надо еще сказать, что бабушку мы всегда называли бабочкой, почему — сама не знаю… Вероятно, объяснение этому прозванию находилось в том, что бабушка, очень умная, ученая женщина между прочими многими своими занятиями любила собирать коллекции бабочек, знали все их названия и нас учила ловить их. Оба они, и дедушка, и бабушка ничего не жалели, чтобы тешить и забавлять нас. У нас всегда было множество игрушек и кукол; нас беспрестанно возили кататься, водили гулять, дарили нам книжки с картинками. <…> Дом дедушки, который я ночью приняла за фонарь, был в самом деле большой дом, с высокими лестницами и длинными коридорами. В нижнем этаже жил сам дедушка и помещалась его канцелярия. В самом верхнем были спальни: и бабушки, и тетины и наши. В среднем же почти никто не спал; там все были приемные комнаты, — зала, гостиная, диванная, фортепьянная.

Интересно, что в детской не было другого света, кроме огня из широкой русской печи. Сестры любили слушать сказки, которые им рассказывала крепостная няня, возле печи. Комната озарялась «скачущими» отсветами пламени, превращавшимися в причудливые тени и отсветы. В такт пламени звучит голос няни, которая воспитала два поколения и рассказывала детям о злой ведьме и Иванушке… Когда догорал огонь, наступала темнота. Дети вглядывались в нее и их зрение невольно «расширялось», они ощущали присутствие рядом другого — таинственного мира.

Елена Петровна любила загадочное непостижимое небо, голубую бездну вечности. Неспроста ведь с детских лет ее преследовали видения лесов тридесятого царства…

В молодости Елену Петровну мучила окружающая ее двойственность жизни. Ее семья и близкие внушали ей отвращение к светской жизни. С другой стороны, они обязаны были поддерживать ее. Идеалы и жизнь сильно расходились в понимании этих людей. Что было вокруг? Вокруг были балы, там было весело, Елену тянуло туда. Но одновременно она понимала, что если она увлечется светской жизнью, то навсегда утратит свои сны, видения, внутренние голоса.

В Елене жило то, чего не было у окружающих ее людей: готовность поступить наперекор здравому смыслу. Так сделала ее прабабушка: бросила детей и любящего мужа, умчалась на двадцать лет неизвестно куда и непонятно с кем. Никто не знал, почему она так сделала. И только Елена догадывалась, прикинув возможность повторить этот поступок на себя: прабабушка, как и Елена, слышала Космос, ощущала неизведанные дали мироздания и следовала Голосу, который говорил с ней.

Недоверие к светской жизни и к устоявшимся «традициям» росло в Елене. Спустя много лет она утверждала, что всегда ненавидела наряды, украшения, цивилизованное общество, балы и парадные залы. В «Личных мемуарах» Блаватской читаем:

Когда мне исполнилось 16 лет, меня заставили однажды пойти на большой бал у царского наместника Кавказа. Мои протесты никто не хотел слушать, и мне сказали, что велят прислуге насильно меня одеть, вернее раздеть, соотвественно моде. Тогда я умышленно сунула ногу в кипящий котел и потом должна была 6 месяцев сидеть дома. Как я говорила вам, во мне нет никакой женственности. Если бы в моей юности какой-то молодой человек посмел заговорить со мною о любви, я застрелила бы его, как собаку, стремящуюся меня укусить.

Мэри К. Нэф. Личные мемуары Е. П. Блаватской / пер. с англ. Л. Крутиковой и А. Крутикова.

Особое впечатление на Блаватскую в молодости произвела встреча с молодым князем Александром Голицыным.

— Я мучаюсь в догадках по поводу ваших необыкновенных способностей. Кое-что до меня доходит. Правда ли, что вы сомнамбула и к тому же ясновидящая? Вы, конечно, слышали об Атлантиде? О ней упоминал еще Платон. Находятся люди, которые считают миф об Атлантиде вздорной сказкой. В лучше случае — занятной легендой. Что же касается меня, само это слово вызывает во мне трепет. Не стоит бояться легенд. Они — противоядие засасывающей скуке жизни. Вы верите, что существует неумирающая, проходящая через столетия память поколений?

— Да, — чуть слышно отозвалась она. — Я знаю об этом.

— Вообще-то настоящие открытия строятся не на логике, а на откровении, на догадках и домыслах, на снах, в конце концов. Вы согласны со мной?

Она утвердительно кивнула головой.

— Память поколений, — тихо проговорил князь, — обширнее и точнее всего, что написано рукой человека. В какой-то степени эта память отражается в преданиях, заговорах и поверьях, в мифах и сказках. Но лишь частично. Преемственность тайного знания сохраняют, берегут от уничтожения временем посвященные: от жрецов Атлантиды и греческих иерофантов до египетских коптов и индусских святых.

Она взглянула на него с легким беспокойством и простодушно спросила:

— Князь, вы маг?

Он не ответил, пристально изучая комбинацию веток и камней, лежащую в уродливой неподвижности. Эта застылая неживая груда сдвинулась и затрепетала столь неожиданно и тревожно, что она, испугавшись, вскрикнула.

— Атлантида, как вы знаете, была огромным материком, размерами больше Азии и Африки вместе взятых. Катастрофа случилась в связи с каким-то космическим катаклизмом, чему предшествовали мощнейшие землетрясения. Разверзлась земля, и богатая цветущая страна провалилась на дно моря. — Он говорил уверенно, без тени сомнения в голосе, словно был уцелевшим свидетелем происшедшего. — Сообщение Платона об Атлантиде облечено в форму мифа о «Солнечном острове», на котором в далекие времена процветало могущественное Государство Солнца с развитым культом бога морских пучин Посейдона и авторитарной теократией. И Христофор Колумб, и испанец Писарро усматривали остатки погибшей в океанской пучине Атлантиды в открываемых ими землях.

— Князь, я поняла, что Атлантида существовала в те времена, когда человечество было единым, не разделенным географически и этнографически. Отсюда и общая форма пирамид, и совпадение многих культов, религиозных эмблем и символов у разных народов.

— Вы умница! — Голицын коснулся рукой ее волос. — Вы достаточно образованная девушка и должны поэтому знать об удивительном сходстве в названиях явлений и символов культа. Например у семитов Передней Азии и тихоокеанских полинезийцев. Должен заметить, вопросов, связанных с Атлантидой, возникает довольно-таки много.

Вскоре Блаватская стала понимать, что всё, о чем говорит ей Голицын, узнано им из разных книг, из тех же самых, что прочитала она. Но она прочитала таких книг намного больше, чем он. А он выглядел в ее глазах самонадеянным, самовлюбленным. Она сомневалась, что увлечет его собой.

На фотографии Блаватской 39—41 год.

Елена Петровна тяжело переживает уезд Голицына. Она дает согласие на брак со стариком Блаватским. Это был отчаянный шаг. Он стал вызовом новой гувернантке-француженке, которая надоедала ей угрозами, что та останется старой девой. К тому же ее вдовствующий отец женился во второй раз на красивой и молодой графине Ланге. В то время на Блаватскую произвела впечатление также и встреча с Ниной Чавчавадзе — вдовой Александра Грибоедова.

Много лет спустя в письме А. М. Дондукову-Корсакову в 1882 году Блаватская так объяснит свое согласие стать женой Блаватского: «Знаете, почему я вышла за старика Блаватского? Да потому, что в то время, когда все молодые люди смеялись над „магическими“ предрассудками, он в эти предрассудки верил! Он так часто говорил мне о эриваньских колдунах, о тайных науках курдов и персов, что я решила использовать его как ключ к этим знаниям. Но его женой я никогда не была, и я не перестану клясться в этом до самой смерти. Никогда я не была „женою Блаватского“, хотя и прожила с ним год под одной крышей».

Блаватская Е. П. Письма друзьям и сотрудникам. М., 2002. С. 250.

Изида

Блаватская путешествует по Египту. Ей запомнилась египетская Книга мертвых, которая ей казалась похожей на христианские Откровения. Эта параллель преследовала ее всё чаще и чаще. Она всей душой верила в предание об Атлантиде. Она хотела обнаружить тайные летописи древних мудрецов, которые связаны с ключевым камнем древних построек. На нем написаны священные непроизносимые буквы. Каждая из этих букв представляла одно из божественных имен, начертанных знаками-эмблемами, о которых знали первые франкмасоны… Эти поиски приведут Блаватскую к особому пониманию Христа: не как в Иисуса из Назарета, а как в безличное божество. Иными словами, для нее Кришна или Будда были тем же, что и Христос. Она дерзнет утверждать, что христианское учение исковеркано Церковью. Христос, по ее мнению, обозначает «проявленный свет», а не «помазанник», как переиначили это имя греческие отцы Церкви, отождествив его с еврейским «мессия». Постепенно в ее сочинениях образ Изиды как древнеегипетской богини плодородия, воды и ветра, символ женственности и семейной верности совместится с христианским образом Девы Марии. Так рождается ее труд «Изида без покрова». В нем Блаватская излагает теософское учение, восходящее к культу Майтрейи — будды грядущего исторического цикла.


Имя Блаватской связано прежде всего с созданием и укреплением так называемого Теософического общества. Его филиалы возникли в разных странах. Уже создав его, в 1879 году, она пишет А. С. Суворину: «Совсем я не спиритка и против материализующихся бабушек и усопших тещей восстаю всеми силами. Наше Общество воюет против спиритуалистов более четырех лет».

Субба Роу Т., Баваджи, Е. П. Блаватская

На тот момент Теософическое общество насчитывало 79 членов, причем «все они — люди образованные и почти все — скептики, горящие желанием убедиться в великой истине бессмертия, жаждущие взаимной духовной работы по отделению Божественных зерен от плевел, стремящихся сами убедиться и доказать окружающим, что существует мир развоплощенных духов, состоящий из освобожденных душ, которые трудятся во имя совершенствования и очищения, дабы подняться еще выше и приблизиться к Великому Божественному Источнику — Богу, Великому Принципу, чистому и незримому».

Блаватская Е. П. Письма друзьям и сотрудникам. М., 2002. С. 155—156.

В основу теософии Блаватской лег ее личный миф. На него влияло чтение книг Павла Долгорукого, согласно которому, группа тайных наставников руководит духовным становлением человечества. Блаватская возводила эту мифологему в абсолют, применяя на всё, что ее окружает. Всё это формировало в ее сознании миф о тайных наставниках, которыми она и ее последователи считали «восточных адептов», которые «превратились» в «тибетских махатм». Блаватская настойчиво заставляла многих людей, чаще всего христиан по вероисповеданию, принять основные понятия индуизма и тибетского буддизма — двух религиозных систем. Эта мудрость была призвана преобразить мир. Блаватская говорила: «Наше Теософическое Общество — это Великая Республика Совести, а не прибыльное мероприятие».


Блаватская писала «Тайную доктрину» 4 года. Верстку книги она получила осенью 1888 года в Лондоне. Она была убеждена, что эта книга не принесет ей прижизненной славы — успех «Тайной доктрины» она предощущала в следующем веке.

«Тайная доктрина» была рождена необходимостью Теософического общества иметь монументальную книгу по оккультизму. Это огромная книга была призвана ни много ни мало изменить мир.

Е. П. Блаватская утром за своим столом, пишет Тайную Доктрину. Конец 1887, Лансдаун Роад, 17, Лондон.

Что такое «Тайная доктрина»?

Это комментарий к сакральному тексту «Строфы Дзиан». Блаватская познакомилась с ним в гималайском монастыре. Концепция этого учения опиралась на такие положения индуизма, как телесное перевоплощение / метемпсихоз / реинкарнация. Жизнь понимается Блаватской как цикличный круговорот, единый круг рождений и смертей, перерастающий в другой круг рождений и смертей.

«Тайная доктрина» — книга о том, как появилась жизнь, как она развивается, как она существует и имеет ли глубинный смысл.

Это нечто, неизвестное пока умозрению Запада, называется оккультистами Фохатом. Это есть «мост», посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции, как Законы Природы. Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мыслеосновы. Рассматривая же его с другой стороны, он — разумный посредник, руководящая сила всех проявлений. Божественная Мысль, переданная и проявленная Дхиан-Коганами, Строителями видимого Мира. Так от Духа или Космической Мысле-основы происходит наше сознание, от Космической Субстанции те несколько проводников, в которых сознание это индивидуализируется и достигает до самоосознания — или размышляющего — сознания. Между тем, как Фохат, в его различных проявлениях, является таинственным звеном между Разумом и Материей, животворящим принципом, электризующим каждый атом к жизни.

Второй том книги называется «Антропогенезис» и посвящен попытке вписать в обозначенные автором космические координаты человека. Человек входит во все циклы космического развития, занимает в них значительное место. Причем каждому кругу (циклу) развития жизни соответствуют 7 корневых рас. С первого по четвертый круг человек деградирует, им правит материальный мир. В пятом круге начинается восхождение из тьмы к Свету, от сиюминутного — к вечному. По мнению Блаватской, только пятая корневая раса может преобразить мир. Это арийская раса, которой предшествовала раса жителей Атлантиды. В сознании Блаватской атланты выглядят гигантами, которые имеют развитые технологии. Протогуманоидная раса включает астральную, гиперборейцев и лемурийцев.

«Тайная доктрина» строится на трех мировоззренческих принципах. Во-первых, автор признает существование вездесущего, вечного, безграничного и неизменного Бога. Бог руководит космосом с помощью Фохата. Во-вторых, всякое творение включено в систему бесконечных рождений и смертей. Каждый цикл заканчивается духовным перерождением и приближением к божественному. В-третьих, душа каждого человека связана с Богом. Микро- и макрокосмос не изолированны, а слиты в единое целое.

Блаватская радовалась «Тайной доктрине». Она словно писала ее не для людей, а для вечности. Она признавалась, что в ней всё дрожит от боли и от радости… Ею владело высшее знание того, что зло не вечно. Эту библейскую истину для нее подтверждали буддийские священные тексты: зло преодолевается через смерть и воскресение. Но с христианским воскресением Христа Блаватская не могла согласиться. Она даже создала в Англии скандальный журнал, названный именем дьявола. Уже затем, в ответ на обвинения и сплетни, она писала: «Что вы на меня напали за то, что я свой журнал Люцифером назвала. Это прекрасное название! Lux, Lucis — свет, ferre — носить. „Носитель света“ — чего лучше?.. Это только благодаря мильтоновскому „Потерянному раю“ Lucifer стал синонимом падшего духа. Первым честным делом моего журнала будет снять поклеп недоразумения с этого имени, которым древние христиане называли Христа. Эасфорос — греков, Люцифер — римлян, ведь это название звезды утра, провозвестницы яркого света солнечного. Разве сам Христос не сказал о себе: „Я, Иисус, звезда утренняя“ (Откров. Св. Иоанна XXII, ст. 16)? Пусть и журнал наш будет, как бледная, чистая звезда зари предвещать яркий рассвет правды — слияние всех толкований по букве, в единый, по духу, свет истины!».

Желиховская В. П. Радда-Бай, или Правда о Блаватской. М., 2006. С. 57—58.

«Тайная доктрина» — это бездна снов, иллюзий, это пропасть неизвестности, путь, как представлялось Блаватской, к одухотворенной жизни. Люди ее близкого окружения и она сама уникальны и неповторимы. Для них идеи важнее и притягательнее всех материальных благ, всех богатств мира. Ее притягивал письменный стол, кресло перед ним, занавешенное окно, сквозь которое в комнату проникал солнечный свет, запах цветущей природы. В последние годы жизни Блаватская много думает о смерти, удивляясь и поражаясь укоренившимся предрассудкам. Смерть — это не горе, а обретение нового существования. Ведь не оживет зерно, если не умрет. Еще больше в ней жила надежда, что спустя 100 лет человек упоенно заглянет в глубины самого себя и духовным взором увидит, что он не одинок, а сопричастен божественному, что ему близка как никому другому беспредельность космоса… Она видит Лаокоона, которого душат, а его детей терзают, ломают кости толстые змеи с раздутыми головами… Она думает, что Лаокоон ради своих детей пытается преодолеть безумие земного мира, но всё напрасно: этот земной мир не преодолеть. Но этот упрямый и волевой профиль, искаженный мукой, не дает ей покоя. Он дарит надежду выскользнуть из «змеиных» пут своего времени, избавиться и убедить других.

Нелепое приглашение

Получив такое «приглашение», невольно задумываешься над психическим здоровьем людей. Не только тех, которые писали текст и создавали приглашение, но и тех, которые придумали столь глупое, а может и оскорбительное, мероприятие. Речь не только о том, что они собрались обсуждать тосты о войне. Они собрались веселиться. И как странно выглядит высокий трагизм неумело подобранного эпиграфа на фоне задуманного «праздника».

Приглашение отправлено по внутриуниверситетской рассылке из ректората.

Паскаль, или пара воспоминаний из детства

Язык программирования Паскаль появился в 80-е годы. Мое школьное детство прошло в увлечении этим новым и сложным делом. Уроки информатики, на которых нас учили писать простые программы на Паскале, превратились в то время для меня в первооткрытие.

Почему так? Вся суть состояла в том, что тогда ни у кого дома еще не было компьютера. У меня он появился только в 6 классе (интернет появится только спустя еще 7 лет). Но несмотря на это, на нем не был установлен Паскаль, взять его было неоткуда: ведь не было интернета, в редких магазинах с пиратскими CD-дисками можно было найти сборники программ с Паскалем. (Да и сами CD-диски только входили в оборот: все тогда пользовались дискетами на 3,5 дюйма.) Поэтому изучать, писать, пробовать можно было только в школе, а 40 минут урока, выделенные на самостоятельное составление простой программы, казались крайне малым промежутком. Поэтому зачастую мы договаривались с учителем информатики о том, чтобы после уроков он разрешил нам поработать в Паскале в пустом кабинете информатики. Условие было одно: только не в игрушки играть. Я даже в школьной библиотеке книжку брал, по ней дополнительно изучал непростой для меня язык. Во многом это увлечение помогло в освоении азов языка Делфи. Но всерьез взяться за него, конечно, так и не вышло.

Воспоминания местами настолько отчетливые, что при мысли о Паскале или при виде его синего интерфейса, пальцы правой руки сами тянутся нажать комбинацию Ctrl + F9 — самую частонажимаемую при написании программы, поскольку она запускала написанный код. Этот момент всегда был самым волнительным, потому что перед запуском кода Паскаль проверял его на наличие ошибок. Достаточно было одной (например, незакрытого условия if или неправильного знака присваивания значения переменной, или отсутствия точки с запятой в конце выражения), чтобы программа не запустилась и выдала печальное сообщение об ошибке. Но каково было ликование тех «счастливцев», которые осилили программу, и сумели запустить ее. Например, так было с кодом калькулятора. Помню, кто-то даже подскакивал от радости и что-то выкрикивал. А наш учитель понимающе улыбался.

Так выглядит ошибка после попытки запуска программы

Сейчас к воспоминаниям о собственных увлечениях прибавляется также ощущение ностальгии. Конец 90-х — начало 2000-х в моем детстве были удивительными временами, наполненными восторгом перед миром, одним из проявлений которого было первооткрытие — реальное первооткрытие, ведь компьютеры только появлялись. Тогда мы были полны радости перед этим «новым». Кажется, даже к лучшему, что в те времена никто из нас не подозревал, во что выльется технический «прогресс».

А что у вас связано с уроками информатики из детства? С Паскалем? Приглашаю поделиться в комментариях.

Пустотосозидание

Все мы в какие-то моменты жизни занимаемся пустыми делами. Но есть люди, которые посвятили им почти всю свою жизнь.

Под пустыми делами я понимаю такие дела, которые не приносят пользы, без которых можно обойтись и которые зачастую не имеют смысла, но отнимают много времени. Например, бюрократическая помойка бумаг, местами слишком абсурдная; или недавно вышедшие требования Рособрнадзора к сайтам вузов; или безделье как вид работы, за который человек получает деньги: такова жизнь, например, видеоблогеров на Ютубе. Человек, созидающий пустоту, поистине страшен.

Пустота страшна тем, что она оставляет у человека обманчивое ощущение удовлетворенности жизнью, причастности к некоей полноте, занятости, вовлеченности и даже развития. За этим обманом кроется созидание пустоты. Весь ее смысл состоит в том, что человек зачастую оказывается во власти момента, а не во власти бытия, поэтому увлекается разнообразными «счастливыми» мелочами, которые мешают ему иметь, по крайней мере, одно по-настоящему серьезное дело в жизни. Вспомните хотя бы притчу Христа о виноградаре...

Просиживать и созидать пустоту приходится постоянно: в современных условиях избежать этого крайне трудно. В наших силах сохранять равновесие между созиданием и его отсутствием. Формы этого созидания различны, но суть их одна: они приносят пользу не только миру, но и человеку, их творящему. Порой, в моменты тяжелой работы, проклиная всё на свете, мы забываем о том, что эта тяжесть во благо, ведь она лучше бессмысленного созидания пустоты.

В повести А. П. Платонова «Котлован» (1930) есть символ этого пустотосозидания. Прушевский задумал воздвигнуть общепролетарский дом вместо старого города, т. е. превратить город в единственный дом. Затем — еще один грандиозный проект: «Через десять или двадцать лет другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всего земного шара». В какой-то момент инженера Прушевского начинают пугать эти грандиозные постройки, потому что нарушена равновесность между «душой» человека как жизненной «теплотой», которая только и может составлять основу любого Дома, и между огромными воздвигаемыми им «пустыми зданиями — тех, в каких люди живут лишь из-за непогоды». Вместо дома возведенным оказался лишь котлован, ставший могилой.

А. П. Платонов. Котлован. Чевенгур. М.: Время, 2011.

Ранее Ctrl + ↓