Заметки о русской литературе, культуре, языке

Позднее Ctrl + ↑

Мишель Фуко

Мишель Фуко (1926—1984) для меня является не только философом, но и образцом какой-то непривычной формы гениальности, отразившейся в жестах, идеях, книгах.

Если попытаться очертить горизонт внимания Фуко, то нетрудно заметить, что он чрезвычайно широк: личность и общество, психиатрия, медицина, тюремная система, пространства и власть. Его работам по сей день посвящаются многочисленные конференции, семинары, споры. Парадоксальность фигуры Фуко подкрепляется и скандальностью его личности: если говорить о Фуко, то как не говорить о гомосексуализме? Но обо всем по-порядку.

В 1945 году Фуко приезжает в послевоенный Париж для поступления в святая святых — Эколь. Он оказывается один из пятидесяти учеников, за места разворачивается настоящая драка. Сильнейшее влияние на Фуко произвели лекции Мишеля Диени по древней истории и Жана Ипполита по философии. Это был важнейший этап в его жизни, позже он встретится со своим преподавателем, но сейчас Фуко восторженно слушает лекции по «Феноменологии духа» Гегеля, по «Геометрии» Декарта — они поражают его своей глубиной, навсегда остаются в его памяти. После смерти Ипполита в 1975 году Фуко отправит его жене экземпляр своей книги «Надзирать и наказывать» с посвящением: «Мадам Ипполит в знак памяти о том, кому я обязан всем».

Фуко вспоминает о лекциях Ипполита: «…в этом голосе, который сам себе вторил, как если бы предавался размышлению внутри собственного движения, мы слышали не только голос профессора: нам слышались в нем отзвуки голоса Гегеля и, быть может, самой философии».

Foucault M. Jean Hyppolite, 1907—1968 // Revue de mе́taphysique et de morale, tome 14, № 2, avril-juin 1969. P. 131.

Диссертация Фуко была посвящена теме «История безумия в классическую эпоху». Первый вариант предисловия начинается так: «Паскаль: „Люди неизбежно столь безумны, что было бы безумием впасть в иное безумие — не быть безумным“». Текст диссертации представлял собой рукопись объемом около тысячи страниц. В те времена соискатель докторской степени должен был представить две диссертации. В качестве второй Фуко предлагал перевод «Антропологии» Канта с комментариями и предисловием в 128 машинописных страниц.

В эпоху расцвета Ренесснаса безумие воспринимается в двух формах. Первую форму изображали Босх, Брейгель, Дюрер. Его специфика — внушение страха, грозное свидетельство тайны, порождение зла, наконец, знак Сатаны. Вторую форму изображал, например, Эразм в «Похвале глупости». Его специфика — не трагическое безумие, а ироничный взгляд гуманистов на человека. Фуко обращается к разрыву между этими двумя формами безумия и прослеживает его развитие из века в век. Каким бы ни был этот разрыв, он все же свидетельствует о том, что безумие является частью жизни человека.

В XVII веке безумие изгоняется из жизни культом Разума (согласно лозунгу Декарта «это всего лишь сумасшедшие»). Вместе с безумием «заточению» подвергаются и нищие, безработные, попрошайки, бродяги, венерические больные, гомосексуалисты — они оказываются упрятанными в стены приютов. Так безумие переходит в неразумие. Эпоха, когда безумие стояло особняком, сменилась эпохой, когда безумие «растворилось» среди пороков, изолированных от повседневной жизни людей. Фуко пишет: «Прежде оно (неразумие) было неотвратимой угрозой, заключенной в мире вещей и в языке человека, в его разуме и его земле; ныне оно предстало в виде некоего лица. Вернее лиц: людей, отмеченных неразумием, типажей, распознаваемых обществом и подвергаемых изоляции — развратника, расточителя, гомосексуалиста, колдуна, самоубийцы, либертина. Впервые мерой неразумия становится определенное отклонение от социальной нормы <…> Вот это и есть самое главное: то, что безумие внезапно оказалось перенесено в сферу социального и отныне будет проявляться преимущественно и почти исключительно здесь» (История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997. С. 98). Безумие же даст о себе знать в момент рождения психиатрических больниц, когда места заключения превратятся в медицинские учреждения, когда безумие будет называться «душевным заболеванием». Но сама лечебница является, по мнению Фуко, не столько пространством свободы, где человека лечат, сколько пространством правосудия, где человеку выносят приговор. «В лечебнице безумие будет наказано», — пишет Фуко. Так начинается внимательное вглядывание философа в культуру разных веков, тончайший анализ проявлений безумия у разных художников.

«История безумия» заканчивается следующими словами: «Хитрость безумия торжествует вновь: мир, полагающий, будто знает меру безумию, будто находит ему оправдание в психологии, принужден именно перед безумием оправдывать себя, ибо в усилиях своих и спорах он соразмеряется с безмерностью таких творений, как произведения Ницше, Ван Гога, Арто. И нигде — менее всего в своем познании безумия — он не находит уверенности, что эти творения безумия оправдывают его» (История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997. С. 516—524).

Из официального отчета после защиты диссертации:

Защита примечательна странным контрастом между талантом соискателя, который все признают, и сдержанным отношением к его работам, демонстрировавшимся на всем протяжении заседания. Г-н Фуко, несомненно, наделен писательским даром, однако г-н Кангийем обратил внимание на риторичность отдельных фрагментов, а председатель комиссии нашел, что соискатель явно стремится произвести эффект. Эрудиция соискателя несомненна, но председатель комиссии выявил места, где происходит спонтанный отход от фактов: создается впечатление, что замечания такого рода были бы приумножены, если бы в комиссию входили специалисты по истории искусства, литературы и общественных институтов. Г-н Фуко весьма компетентен в области психологии, тем не менее г-н Лагаш находит, что информация, касающаяся психиатрии, дается скупо и что страницы, посвященные Фрейду, написаны слишком бегло.

Foucault and Jean Daniel editor of Le nouvel observateur (Pruszkowske studio)

Идеи «Истории безумия» будут развиты в последующих работах Фуко, например, «Рождение клиники: археология взгляда медика» (1963). Философ также напишет «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать» (1975), «История сексуальности» (в 3 томах, 1976—1984). Отдельной интересной главой в творчестве Фуко являются исследования о разных пространствах: утопиях и гетеротопиях.

«Словам и вещам» Фуко дает «говорящий» подзаголовок «Археология гуманитарных наук». В этой книге он пытается понять, когда именно в европейской культуре человек стал объектом исследования. Фуко всматривается в различные формы знания с XVI века по наше время. Каждой эпохе свойственна своя культура, свой род знаний, определяющий научный дискурс. Фуко выводит понятие «исторического a priori» и называет его «эпистемой» — фундаментом, определяющим то, о чем думает или не думает та или иная эпоха. Любая наука рождается в рамках своей эпистемы. Философ рассматривает три области знания классической эпистемы: всеобщая грамматика, теория богатства и естественная история. В XIX веке они сменяются новой триадой, которая формируется на основе новой решетки знаний: филология, политическая экономика и биология. Фуко ищет в этом процессе человека мыслящего, работающего, живущего, человека как объект познания наук.

Вместе с тем, Фуко называет антинауки: «Что Леви-Строс сказал об этнологии, то можно сказать и о психоанализе: обе науки растворяют человека». Третьей антинаукой философ называет лингвистику: «Все три „антинауки“ обнажают и тем самым ставят под угрозу то, что позволило человеку быть познаваемым. Таким образом раскручивается перед нами — правда, вспять — нить человеческой судьбы, наматываясь на эти удивительные веретена; она приводит человека к формам его рождения, в тот край, где это произошло. Однако разве не тот же путь ведет его и к собственной гибели? Ведь о самом человеке лингвистика говорит ничуть не больше, чем психоанализ и этнология».

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. С. 399.

Наконец, опыты современной культуры для Фуко связаны с формированием знания по лингвистическим моделям, «стертый в пыль» язык литературы. Они приближают конец эпистемы, вхождение человека в знание. На этой ноте Фуко завершает свое исследование.

Во всяком случае, ясно одно: человек не является ни самой древней, ни самой постоянной из проблем, возникавших перед человеческим познанием. <…> Человек, как без труда показывает археология нашей мысли, — это изобретение недавнее. И конец его, быть может, недалек.

Если эти диспозиции исчезнут так же, как они некогда появились, если какое-нибудь событие, возможность которого мы можем лишь предчувствовать, не зная пока ни его облика, ни того, что оно в себе таит, разрушит их, как разрушена была на исходе XVIII века почва классического мышления, тогда — можно поручиться — человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке.

Сверстал журнал

В конце июня сверстал очередной номер научного журнала «Филологический класс». Недавно вышел из типографии. Вот так он теперь выглядит.

Филологический класс. — 2014. — № 36. — 103 с.

Верстка была непростой: журнал должен быть не только удобочитаемым, хорошо выглядеть, но и соответствовать жестким требованиям ВАК. При работе старался максимально учесть советы, полученные от Горбунова.

Навеянное Анри Бергсоном

cover white transparent

Несколько слов о том, что вспоминалось за последние несколько дней.

Философ Анри Бергсон выделял два вида памяти: память о двигательных механизмах и память независимых воспоминаний.

«...практическая, а значит, и обычная операция памяти — использование прошлого опыта для действия в настоящем, наконец, узнавание — должна совершаться двумя способами. Она будет осуществляться или в самом действии, автоматическим включением соответствующего обстоятельствам механизма, или будет содержать в себе работу духа, который начнет отыскивать в прошлом, чтобы направить их на настоящее, наиболее подходящие для актуальной ситуации представления»

Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память: пер. с фр. Мн.: Харвест, 1999. С. 481—482.

Например, в глубоком детстве мы с вами научились читать и отныне мы читаем, не обращая внимания на сам акт чтения: для нас это дело привычки. Мы не помним по-настоящему, что значит читать, поэтому всякое чтение — газеты, книги, рекламной афиши — для нас оно всегда на одно лицо. Данный вид памяти отличен от памяти независимых воспоминаний — это память об уникальных событиях. Так, человек способен запоминать, где и при каких обстоятельствах он читал ту или иную книгу. Например, я читал «Илиаду» Гомера в затяжной пробке в трамвае; А. Шопенгауэра я читал в моменты острого ощущения безысходности, почти до утра; новеллы К. Паустовского и «Епифанские шлюзы» А. Платонова я читал вслух по просьбе одного человека и т. д.

Человеческое сознание помнит вообще всё, но зачастую мы не осведомлены об этом знании. Однако именно второй вид памяти заставляет вслушиваться в мир, наполнять его новыми смыслами, достраивать его как уютное место, делать устроенным неустроенное. Иногда мне кажется, что память и есть настоящая жизнь, остального попросту нет или оно лишено смысла, а смысл обретает только став ею.

Картины Яна Стыки

cover black

Ян Стыка — польский художник и поэт. На его работы я наткнулся на одном из форумов, до этого не знал об их существовании. Две его картины посвящены Льву Толстому. Писатель наверняка знал художника, о чем свидетельствуют его письма. С учетом фигуры Толстого картины приобретают удивительные смыслы. Да и сами по себе они выглядят потрясающе. Посмотрите сами.

«Отлученный»
«На дороге к бесконечности»

Из воспоминаний И. Пархоменко:

Вечером же, когда мы все собрались в столовой, он вышел к нам с десятком писем и с каким-то свертком в руках.

— Получил письмо от художника Яна Стыки. Это известный художник? — обратился Лев Николаевич ко мне.

— Да. Это — польский. Он написал большую панораму «Голгофа», — ответил я.

— Пишет, что посылает мне снимок со своей картины, на которой изобразил и меня. А это вот самый снимок.

Мы осмотрели снимок, удививший нас прежде всего полнейшим отсутствием сходства между Львом Николаевичем и тем белоголовым стариком на картине, который должен был изображать собою Толстого, а затем и намеренным своим сюжетом.

Л. Н. Толстой и художники: Л. Н. Толстой об искусстве. Письма, дневники. Воспоминания. Сост. и вступ. ст. И. А. Бродского. М.: Искусство, 1978. С. 232.

Речь в воспоминании шла о картине «Толстой за работой в саду, окруженный призраками тех бедствий, которые терзают его родину».

Об офорте Рембрандта

cover white transparent

Я хочу кратко рассказать об одном из гениальных офортов Рембрандта. Если у вас будут добавления, то добро пожаловать в комментарии к заметке.

Недавно я открыл для себя гениальный офорт Рембрандта «Христос перед народом» (1655). Художник изобразил сцену из Евангелия от Матфея. Замысел произведения прочитывается с помощью наблюдения над процессом его создания: всего у офорта было 8 состояний. Вот один из первоначальных набросков:

Третья версия офорта

Рембрандт попытался изобразить полный драматизма выбор прокуратора. Ему можно помиловать только одного: либо Иисуса, либо Варавву. В тот момент, когда они оба предстают перед народом, именно люди должны выбрать, а прокуратор принять последнее решение. Гений Рембрандта нашел способ усилить драматизм этого выбора. Вот итоговое состояние офорта.

Художник, удалив изображение народа, достиг удивительного эффекта: зритель из-за отсутствия толпы сам ощущает себя ею, у него ощущение, будто это он делает выбор, будучи участником происходящего: помиловать Христа или отдать его на распятие? Такая «персонализация» Христа восходит к вопросу об индивидуальной вере.

Офорт на странице Британского музея

Какая же страшная картина открывается при отсутствии толпы, действие приобретает невероятную силу и трепет.

Литературные дилетанты

Заметка родилась из нескольких размышлений о современном статусе литературы. Это частные примеры утраты литературоцентризма в разных формах. Условно я назвал этот феномен литературными идиотами дилетантами.

Для того, чтобы было понятнее, предупрежу, что речь пойдет о чтении именно художественной литературы — важной и актуальной как никогда.

Синдром любимой книги

Меня всегда ставил в тупик вопрос: «Какая у тебя любимая книга?» — удивительная способность людей первым делом спрашивать о любимой книге в единственном числе. У уважающего себя читателя (не обязательно ему быть филологом) всегда есть масса любимых книг, причем эта масса расширяется по мере чтения. Читатель не стоит на месте. Абсурдно считать, что у кого-то может быть одна любимая книга, ведь это значило бы, что ее нужно было перечитывать каждый день. Наверное, книга может быть скорее близкой душе, а любимым может быть человек.

Книги как предмет библиотеки

Следует отличать заинтересованного читателя от коллекционера. Первый, как мне кажется, не купит книгу, которую никогда не будет читать. Второй купит ее, возможно даже сфотографирует (см. четвертый пункт). Его занимает не чтение как таковое. С таким же успехом можно коллекционировать ложки, тарелки, марки.

Чтение без чтения

В ситуациях, когда поджимает время, книги зачастую прочитываются «по диагонали», что по-своему верно — потом к ним можно вернуться как следует. Следует отличать данную ситуацию от еще одной «болезни» — читать «по диагонали» всё на свете, даже когда есть время.

Отсутствие чтения

Есть люди, которые засыпают от чтения. Они либо используют книгу как замену снотворного (пара абзацев, неважно каких, и можно спать), либо вообще не читают. Себя они оправдывают тем, что после тяжелого рабочего дня или тренировки не остается никаких сил брать в руки книгу. Да и какую? Они не знают, с чего начинать, потому что сами не знают, что их интересует. Действительно, зачем читать?..

Книги как декор

Сегодня модно устраивать фотосессии в разных, порой самых неожиданных местах и с разными атрибутами (ведь просто так фоткаться уже скучно). Так люди начинают фотографироваться якобы читающими, якобы с книгой в руке. Как правило, это художественная литература, чаще — классическая. На мой взгляд, целью фотографий подобного рода является попытка показать зрителю свою любовь к чтению, начитанность, положительное отношение к книгам того или иного автора. Но на фотографиях не изображен акт реального чтения, мы имеем дело только с его жалкой имитацией. Книга лишается всех ценностных характеристик, зато приобретает одну — главную — развлекать, демонстрировать непринужденное, ни к чему не обязывающее чтение. Улыбка, расслабленность, прочитываемые на их лицах, свидетельствуют об отсутствии рефлексии над книгой и литературой вообще. Чтение как развлечение, не более. Об этом я уже писал. Решил поместить эту «болезнь» последней, потому что считаю ее хуже отсутствия чтения. Здесь не только отсутствие, но и некоторое надругательство над ним.

А какой болезнью страдаете вы? Какие существуют еще? Расскажите об этом в комментариях.

О телепередаче «Что? Где? Когда?»

cover white

Недавно увлекся и пересматривал несколько выпусков «Что? Где? Когда?». Так решил написать небольшую заметку, чтобы поделиться своими наблюдениями.

Вот так выглядела игра в 1980 году.

«Что? Где? Когда?», выпуск от 1980 года

А вот так она выглядит сегодня:

Выпуск от 2014 года

Помимо внешней атрибутики с годами изменились и правила. Раньше команда знатоков играла не на деньги, победитель получал книги. Сейчас играют только на деньги. Поразительно, но книга сегодня и не воспринимается как по-настоящему ценный приз, книга обесценена. И не думаю, что лишь из-за своей доступности. Замечу, что речь не о стоимости или цене, речь именно о ценности.

Книга, по моему глубокому убеждению, и является самым достойным призом за интеллектуальную игру. Возможно, деньги более совместимы с традиционными видами спорта, типа футбола или хоккея. Но в случае с интеллектом человека деньги привносят присущую им продажность, и вообще отдаленный отсвет общества потребления. Кажется, мы просто забыли, для чего интеллектуальная игра вообще должна проводиться.

Ранее Ctrl + ↓