Заметки о русской литературе, культуре, языке

/library/mp3info/mp3info.php, line 366
Error 8192: implode(): Passing null to parameter #1 ($separator) of type array|string is deprecated

/library/mp3info/mp3info.php, line 370
Error 8192: implode(): Passing null to parameter #1 ($separator) of type array|string is deprecated

/library/mp3info/mp3info.php, line 378
Error 8192: implode(): Passing null to parameter #1 ($separator) of type array|string is deprecated

Позднее Ctrl + ↑

Кот и Сова

Первая Книга Бессмыслиц (1846) художника Э. Лира включала в себя стихотворение «Кот и Сова».

Кот и Сова,
Молодая вдова,
Отправились по морю в шлюпке,
Взяв меду в дорогу
И денег немного
(Чтоб за морем делать покупки).
Сова, поглядев на луну,
На волну,
Запела под звон гитары:
«Ах, милый мой Кот, ты хорош
И пригож.
Давай обручимся — нигде не найдешь
Такой восхитительной пары,
Такой, такой,
Такой, такой,
Такой восхитительной пары».
«Голубушка! — Кот
В ответ ей поет. —
Как ваше прекрасно лицо!
На вас, моя птица,
Хочу я жениться,
Но где бы найти нам кольцо?»
И ночи и дни
Скитались они,
Покуда в прибрежном лесу,
У края земли,
Свинью не нашли
С кольцом обручальным в носу,
В носу, в носу,
В носу, в носу,
С кольцом обручальным в носу.
— Продашь ли колечко иль дашь нам без денег?
Свинья отвечала: Продам!
— И этим кольцом обручил их священник —
Индюк, оказавшийся там.
В тот день они ели
Бисквит, карамели,
А вечером, счастья полны,
Рука в руке,
На прибрежном песке
Плясали при свете луны,
Луны, луны,
Луны, луны,
Плясали при свете
Луны...

О трудностях письма

Николай Колесник написал интересную заметку о происходящем на Украине. Его наблюдения основаны на современной системе школьного образования, напрямую связанной с тем, что творится в головах школьников. Ключевая мысль — слова Фурсенко о подмене человека-творца человеком-потребителем. Здесь я хочу привести для сравнения две фотографии, сделанных не мной:

Школьники пишут сочинения во время экзамена по русскому языку в школе № 68 (Москва, РСФСР, СССР, 25 мая 1977 года)
Школьник с планшетом на уроке. Наши дни

Глубокая задумчивость, мука слова, прочитываемая во взгляде на первой фотографии, никоим образом не похожа на выражение лица использующего планшет школьника. Расслабление, прочитываемое в позе, улыбка, — всё здесь выдает уснувшее сознание, они словно под гипнозом техники, избавляющей от необходимости писать и вообще брать в руки ручку.

О старых играх

Мне кажется, что кардинальное отличие старых игр от тех, что появляются сегодня, состоит в том, что человеку не дается возможность узнать культуру, историю в их глубине — они подменяются выдуманными мирами. Я хочу рассказать о той игре, которая смогла многое для меня открыть. Она вышла более 13 лет назад. Это Age of Mythology (2002).

Игра основана на огромном материале греческой, египетской, скандинавской мифологий. Благодаря ей я узнал основной пантеон богов, добрую половину мифов — сценарии и миссии строились на событиях, описанных в легендах и мифах. Причем не просто узнал — всё это мне начинало нравиться и интересовать еще больше. Огромность открывшегося мне мира поражала и за счет музыкального оформления игры. Ее саундтрек позволял проникнуться всем, что совершалось вокруг, увидеть в происходящем отзвуки древнего мифа, древних времен, пропитавших эту землю.

Музыка была написана Стивеном Риппи и Кевином МакМалланом. В записи использовались такие инструменты, как ней, табла и игрушечное пианино.

Полный саундтрек на Ютубе

Игра, несомненно, сделана с душой. Это чувствовалось во всем — боже, да здесь даже крестьяне-рабочие говорили на греческом. Чего только стоили их возгласы: «πρόσταγμα» (próstagma), «ετοιμος» (étoimos) или «προσεχε» (proseché) при очередном приказе.

Кратко о сюжете

Одиночная кампания начинается с событий в Атлантиде. Адмирал Аркантос пытается восстановить покровительство Посейдона, бога атлантов. Он защищает Атлантиду от нападения пиратов. Затем — обнаруживает, что трезубец со статуи Посейдона был украден в ходе сражения. Ряд последующих событий переносит в самый разгар Троянской войны, где Аркантос сражается рука об руку с Аганемноном. В тот момент, когда становится понятно, что стены Трои не одолеть, Одиссей и Аякс разрабатывают план захвата города при помощи Троянского коня.

Строительство Троянского коня

После победы Аркантос и Аякс возвращаются в Грецию. Добравшись до места, они встречают кентавра Хирона и обнаруживают, что люди загнаны в рабство. Вместе они отправляются на север, где находят пленников, раскапывающих проход в Преисподнюю под руководством циклопа Гаргаренсиса и предводителя пиратов Камоса, который и стоял за нападением пиратов на Атлантиду. Преследуя Гаргаренсиса, герои добираются до Преисподней, где находят огромные ворота Тартара. Гаргаренсис пытается их разрушить. Несмотря на то, что Аркантос не знает, что это за врата, он мешает Гаргаренсису совершить задуманное и разрушает таран. Гаргаренсис сбегает, отрезав путь назад и греки остаются в подземном мире. Выход на поверхность помогает найти покровительство Зевса.

Выйдя на поверхность, Аркантос с воинами попадает в Египет, где встречает Нубийскую воительницу Аманру, которая пытается собрать части тела Осириса, убитого Сетом, чтобы воскресить умершего бога. Во время странствий по Египту, Аркантос засыпает, ему снится сон, в котором Афина рассказывает ему о намерениях Гаргаренсиса — освободить заключенного в Тартаре Кроноса, разрушив одни из врат, чтобы получить его покровительство и стать бессмертным. Аманре с помощью Аркантоса удается отвоевать недостающие части тела Осириса, воскресить бога и уничтожить армию Гаргаренсиса, но самому врагу удается сбежать снова, на этот раз в Скандинавию, к третьим вратам Тартара.

По пути на север Аркантос и Аякс находят потерпевшее кораблекрушение судно Одиссею и помогают ему уничтожить Цирцею. В Скандинавии герои встречают старца Скальта, который поручает им нести знамя, могущее помочь им воссоединить разрозненные кланы. Однако знамя вызываем прямо противоположный эффект. Скальта разблачают, он — воплощение Локи, который помогает Гаргаренсису. Героям удается помешать Гаргаренсису открыть третьи врата при помощи вовремя найденного молота Тора. Тор запечатывает врата в последний момент. Однако в ходе сражения гибнет Хирон. Гаргаренсис разбит, на подмогу приходят войска Одиссея, Аякс отрубает голову Гаргаренсису.

Герои возвращаются в Атлантиду и обнаруживают, что голова Гаргаренсиса, которую они везли с собой в качестве трофея, превратилась в голову Кемсита. Гаргаренсис раньше них прибыл в Атлантиду и пытается открыть последние врата, расположенные у главного храма Посейдона. Аркантос строит здание в честь Зевса, за что тот дает ему божественную силу. Аркантос уничтожает оживленную Гаргаренсисом статую Посейдона, что приводит к затоплению Атлантиды. После смерти Афина превращает Аркантоса и полубога, делает его бессмертным.

О чтении

Мне попадаются люди, которые не любят читать какую бы то ни было литературу. Еще более страшно мне утверждение: «Читать нужно только то, что интересно». Этот циничный принцип, как вы заметили, перечеркивает роль литературы начисто. У нее остается только развлекательно-увеселительная функция в жизни. Ключевое слово здесь — «интерес», всё держится на комфорте и интересе. Больше таких людей ничего не беспокоит.

Люди видят смысл чтения в интересном сюжете. К сожалению, такое убеждение бытует даже среди студентов-филологов.

В статье, посвященной памяти С. С. Аверинцева, М. Л. Гаспаров вспомнил его слова:

Любовь — опасный соблазн: когда этимология разрешает человеку что-то любить, он тотчас ищет в этом права чего-то не любить. Этот соблазн был чужд Аверинцеву: филолог должен любить всякое слово, а не только избранное. Мне дорога его реплика: «Как жаль, что мы не в силах все вместить и все любить».

Гаспаров М. Л. Памяти Сергея Аверинцева. Новый мир. 2004. № 6.

Трудная литература таким людям как будто дает право пропускать необходимость трудиться, как будто освобождает от тех усилий, к которым, наоборот, должна взывать всей своей мощью.

Об одной задаче

Сегодня утром мне прислали задачу по математике. Для меня, филолога, она была довольно сложной, но решаемой. Больше удивили ее нестандартные, сбивающие с толку условия.

В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по два укуса, а у главного врача — сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице?

Задача для 8 класса. Я далек от математики, даже из школы мало помню. Но с такими любопытными условиями захотелось попробовать решить. Причем, если вдумываться в событийную канву задачи, можно стать настоящим детективом — судя по всему, главный врач всех и кусал — на это намекает подозрительно большое количество укусов на нем. А теперь решение.

Решение

Возьмем за x неизвестное — число сумасшедших в больнице. Если каждый из них кого-то кусал, то x будет еще и общим числом укусов. Мы знаем, что у каждого было два укуса, поэтому их количество равно 2x. Тогда общее число укусов за неделю — 2x + 100.

По-другому общее число укусов за неделю можно подсчитать, умножив число пациентов на 7 дней (7x), ведь каждый день был 1 укус от каждого.

Теперь мы можем составить уравнение.

2x + 100 = 7х;
2x − 7x = −100;
−5x = −100;
5x = 100;
x = 20.

Ответ. В больнице было 20 сумасшедших.

О сайтах организаций

Многие из опытных дизайнеров с презрением смотрят на ситуацию с внешним видом сайтов высших учебных заведений. Внешне они действительно оставляют желать лучшего.

Моя заметка призвана предостеречь от одностороннего взгляда на дизайн — в частности от его категоричной оценки. Сайты вузов довольно часто проверяются высшими инстанциями. Если чиновник, перейдя на сайт с супердизайном, не сможет найти на главной странице всё, что ему нужно для проверки, то переходить по разделам он, как правило, тоже не будет и результат проверки будет плачевным — вуз оштрафуют за неинформативный сайт или за что-то там еще.

Улучшение дизайна прямо пропорционально повышению компьютерной грамотности всех слоев населения. Разумеется, эта заметка не касается тех случаев, когда посетителя держат за идиота.

Читайте также интересные комментарии Евгения Куценко.

О верстке в Фотошопе

Иногда я рад, что технический прогресс подарил пользователям несметное количество средств для дизайна, оформления, верстки изданий разных типов и уровней сложности. В частности, я рад тому, что знакомый всем Word не стал единственным инструментом для верстки больших книг. Всем ясно, что для подобных задач существует тот же InDesgin.

В момент такой радости я однажды наткнулся на феномен верстки журналов в Фотошопе. Вы спросите: как возможно верстать текст в программе, которая разработана для работы с графикой? Я отвечу вот такой картинкой:

Газета «Народный учитель» издается в УрГПУ с 1965 года.

Остановимся только на верстке текста, ради которого газета и издается. Невнимание дизайнера обложки к тексту выдает ее «графическое» происхождение. Шапка неизменна в каждом номере «Народного учителя». Вроде бы как фон — радужный градиент — задает непринужденно-молодежное оформление газеты. И читатель вправе ожидать того же от шрифта, однако гарнитура в наборе отдает глухими 90-ми. Шрифт тяжеловесен, контрастирует с ярким, приветливым фоном, в конечном счете, заглушает его. Отношение к читателю у «шапки» — такое же наплевательское, как и по отношению к фону, ибо здесь всё случайно и непредсказуемо: синяя обводка, широкий набор резко переходит в узкий (шрифт Impact). Такое чувство, что газета сама не знает, чего хочет.

«Учитель» почему-то набран с большой буквы, хотя не является именем собственным. Если же тут есть намек на миссию Учителя, то слишком робкий. Но всё это мелочи по сравнению с тем, что «УрГПУ» в «шапке», по сути, написано трижды. Если что-то газета и знает, так это название своего вуза.

Для типографов здесь большой простор: после «№» нет полагающегося отступа; прописные буквы набираются без разрядки; дефис набран вместо тире — для дизайнера это одно и то же; наконец, для ярых перфекционистов можно сделать так:

После шапки мы наталкиваемся на новые попытки дизайнеров усложнить восприятие текста. Для этого был выбран уже не градиент с белым цветом текста, как в шапке, а смена начертания текста. В качественных изданиях, будь то книги или журналы, как правило, используется какое-то одно начертание (полужирное или курсив) для выделения фрагмента текста. Например, заголовок традиционно делают полужирным, а выделения в тексте — на вкус издателя. Об этом пишет как А. Э. Мильчин в «Справочнике издателя и автора», так и А. Лебедев в § 79 «Ководства». В газете мы видим, что дизайнер пошел по простому пути, не усложняя себе жизнь: выделил весь текст обложки и зафигачил его полужирным курсивом целиком.

Здесь можно придираться к самым разным мелочам: неразличение короткого и длинного тире; «стр. стр. стр. стр.»; двоеточие, которое в заголовках никогда не ставится; неожиданное чередование прописных и строчных букв в анонсах; непонятное внешнее «свечение» у прописных букв; появление скругленных углов у блоков с анонсами, в то время как вся обложка выдержана в прямых углах и т. д. Всё это действительно мелочи. Остается только снова обратиться к перфекционистам:

Поля? Отступы? Всё это действительно неважно, господа. Обложка газеты — хороший пример ошибочно выбранного программного средства. Другая проблема — отсутствие навыков работы с ПО, но это уже из совершенно другой оперы. Здесь нет виноватых. В идеальном мире редакция газеты имеет штатного типографа, при отсутствии которого работа с текстом перекладывается на верстальщика. Если же нет и его, а газету делает 1-2 человека, то ее выпуск превращается в настоящий подвиг, а половина перечисленных мной изъянов оправдываются сложившейся в нашей стране ситуацией.

Ранее Ctrl + ↓