Заметки о русской литературе, культуре, языке

Позднее Ctrl + ↑

Мой список фильмов

Я собрался посмотреть фильмы из списка. Он далек от идеала, но охватывает самые значительные открытия кинематографа, созданные за последние сто лет. Фильмов, как вы видите, хватит надолго. Если я что-то упустил, то пишите в комментариях свои предложения.

  1. «Пражский студент» (Пауль Вегенер, 1913)
  2. «Возница» (Виктор Шёстрём, 1920)
  3. «Кабинет доктора Калигари» (Роберт Вине, 1920)
  4. «Носферату, симфония ужаса» (Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922)
  5. «Женщина ниоткуда» (Луис Деллюк, 1922)
  6. «Последний человек» (Фридрих Вильгельм Мурнау, 1924)
  7. «Антракт» (Рене Клер, 1924)
  8. «Золотая лихорадка» (Чарли Чаплин, 1925)
  9. «Менильмонтан» (Димитрий Кирсанов, 1926)
  10. «Андалузский пес» (Луис Бунюэль, 1929)
  11. «Дождь» (Ивенс Йорис, 1929)
  12. «Земля» (Александр Довженко, 1930)
  13. «Кровь поэта» (Жан Кокто, 1932)
  14. «Ноль за поведение» (Жан Виго, 1933)
  15. «Строгий юноша» (Абрам Роом, 1935)
  16. «Ворон» (Анри-Жорж Клузо, 1943)
  17. «День гнева» (Карл Дрейер, 1943)
  18. «Газовый свет» (Джордж Кьюкор, 1944)
  19. «Похитители велосипедов» (Витторио Де Сика, 1948)
  20. «Забытые» (Луис Бунюэль, 1950)
  21. «Сансет бульвар» (Билли Уайлдер, 1950)
  22. «Расёмон» (Акира Куросава, 1950)
  23. «Незнакомцы в поезде» (Альфред Хичкок, 1951)
  24. «Дневник сельского священника» (Робер Брессон, 1951)
  25. «Умберто Д.» (Витторио Де Сика, 1952)
  26. «Токийская повесть» (Ясудзиро Одзу, 1953)
  27. «Семь самураев» (Акира Куросава, 1954)
  28. «Слово» (Карл Дрейер, 1955)
  29. «Приговоренный к смерти бежал» (Робер Брессон, 1956)
  30. «Лифт на эшафот» (Луи Маль, 1957)
  31. «Белые ночи» (Лукино Висконти, 1957)
  32. «Летят журавли» (Михаил Калатозов, 1957)
  33. «Седьмая печать» (Ингмар Бергман, 1957)
  34. «Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)
  35. «Трон в крови» (Акира Куросава, 1957)
  36. «Тропы славы» (Стэнли Кубрик, 1957)
  37. «Пепел и алмаз» (Анджей Вайда, 1958)
  38. «Головокружение» (Альфред Хичкок, 1958)
  39. «Тени» (Джон Кассаветис, 1959)
  40. «Назарин» (Луис Бунюэль, 1959)
  41. «Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)
  42. «Девичий источник» (Ингмар Бергман, 1960)
  43. «На последнем дыхании» (Жан-Люк Годар, 1960)
  44. «Приключение» (Микеланджело Антониони, 1960)
  45. «Психо» (Альфред Хичкок, 1960)
  46. «Дыра» (Жак Беккер, 1960)
  47. «Сладкая жизнь» (Федерико Феллини, 1960)
  48. «Телохранитель» (Акира Куросава, 1961)
  49. «В прошлом году в Мариенбаде» (Ален Рене, 1961)
  50. «Сквозь тусклое стекло» (Ингмар Бергман, 1961)
  51. «Ночь» (Микеланджело Антониони, 1962)
  52. «Причастие» (Ингмар Бергман, 1962)
  53. «Затмение» (Микеланджело Антониони, 1962)
  54. «Процесс Жанны д’Арк» (Робер Брессон, 1962)
  55. «Солнце в сети» (Штефан Угер, 1962)
  56. «Женщина в песках» (Хироси Тэсигахара, 1963)
  57. «Птицы» (Альфред Хичкок, 1963)
  58. «Слуга» (Джозеф Лоузи, 1963)
  59. «Черный Петр» (Милош Форман, 1963)
  60. «8 с половиной» (Федерико Феллини, 1963)
  61. «Молчание» (Ингмар Бергман, 1963)
  62. «Банда аутсайдеров» (Жан-Люк Годар, 1964)
  63. «Красная пустыня» (Микеланджело Антониони, 1964)
  64. «Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964)
  65. «Тени забытых предков» (Сергей Параджанов, 1964)
  66. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (Войцех Хас, 1964)
  67. «Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном» (Масаки Кобаяси, 1964)
  68. «Симеон столпник» (Луис Бунюэль, 1965)
  69. «Любовные похождения блондинки» (Милош Форман, 1965)
  70. «Безумный Пьеро» (Жан-Люк Годар, 1965)
  71. «Альфавиль» (Жан-Люк Годар, 1965)
  72. «Отвращение» (Роман Полански, 1965)
  73. «Персона» (Ингмар Бергман, 1966)
  74. «Андрей Рублев» (Андрей Тарковский, 1966)
  75. «Долгая счастливая жизнь» (Геннадий Шпаликов, 1966)
  76. «Трансъевропейский экспресс» (Ален Роб-Грийе, 1966)
  77. «Фотоувеличение»» (Микеланджело Антониони, 1966)
  78. «Июльский дождь» (Марлен Хуциев, 1966)
  79. «Наудачу, Бальтазар» (Робер Брессон, 1966)
  80. «Голод» (Хеннинг Карлсен, 1966)
  81. «Листопад» (Отар Иоселиани, 1966)
  82. «Дневная красавица» (Луис Бунюэль, 1967)
  83. «Несчастный случай» (Джозеф Лоузи, 1967)
  84. «Короткие встречи» (Кира Муратова, 1967)
  85. «Мушетт» (Робер Брессон, 1967)
  86. «Выпускник» (Майк Николс, 1967)
  87. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (Андрей Кончаловский, 1967)
  88. «Лица» (Джон Кассаветис, 1968)
  89. «Диллинджер мертв» (Марко Феррери, 1968)
  90. «Теорема» (Пьер Паоло Пазолини, 1968)
  91. «2001 год: Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)
  92. «Если...» (Линдсей Андерсон, 1968)
  93. «Теорема» (Ингмар Бергман, 1968)
  94. «Всё на продажу» (Анджей Вайда, 1968)
  95. «Цвет граната» (Сергей Параджанов, 1968)
  96. «Артисты под куполом цирка: Беспомощны» (Александр Клюге, 1968)
  97. «Ночь у Мод» (Эрик Ромер, 1969)
  98. «Беспечный ездок» (Деннис Хоппер, 1969)
  99. «Мясник» (Клод Шаброль, 1969)
  100. «Жил певчий дрозд» (Отар Иоселиани, 1970)
  101. «Стратегия паука» (Бернардо Бертолуччи, 1970)
  102. «Конформист» (Бернардо Бертолуччи, 1970)
  103. «Мужья» (Джон Кассаветис, 1970)
  104. «Мелочи жизни» (Клод Соте, 1970)
  105. «Проверка на дорогах» (Алексей Герман, 1971)
  106. «Ты и я» (Лариса Шепитько, 1971)
  107. «Да здравствует смерть» (Фернандо Аррабаль, 1971)
  108. «Дьяволы» (Кен Рассел, 1971)
  109. «В.Р. Мистерия организма» (Душан Макавеев, 1971)
  110. «Заводной апельсин» (Стэнли Кубрик, 1971)
  111. «Последний киносеанс» (Питер Богданович, 1971)
  112. «Смерть в Венеции» (Луино Висконти, 1971)
  113. «Дикий мессия» (Кен Рассел, 1972)
  114. «Агирре, гнев божий» (Вернер Херцог, 1972)
  115. «Последнее танго в Париже» (Бернардо Бертолуччи, 1972)
  116. «Шепоты и крики» (Ингмар Бергман, 1972)
  117. «Дьявол» (Анджей Жулавски, 1972)
  118. «Солярис» (Андрей Тарковский, 1972)
  119. «Скромное обаяние буржуазии» (Луис Бунюэль, 1972)
  120. «Дух улья» (Виктор Эрисе, 1973)
  121. «Изгоняющий дьявола» (Уильям Фридкин, 1973)
  122. «Серпико» (Сидни Люмет, 1973)
  123. «Амаркорд» (Федерико Феллини, 1973)
  124. «Бумажная луна» (Питер Богданович, 1973)
  125. «Алиса в городах» (Вим Вендерс, 1973)
  126. «Иллюминация» (Кшиштоф Занусси, 1973)
  127. «Санаторий „Под клепсидрой“» (Войцех Хас, 1973)
  128. «Злые улицы» (Мартин Скорсезе, 1973)
  129. «Призрак свободы» (Луис Бунюэль, 1974)
  130. «Женщины, женщины» (Поль Веккиали, 1974)
  131. «Зеркало» (Андрей Тарковский, 1974)
  132. «Главное — любить» (Анджей Жулавски, 1974)
  133. «Селина и Жюли совсем заврались» (Жак Риветт, 1974)
  134. «Каждый за себя, а Бог против всех» (Вернер Херцог, 1974)
  135. «Барри Лондон» (Стэнли Кубрик, 1975)
  136. «Ложное движение» (Вим Вендерс, 1975)
  137. «Чужие письма» (Илья Авербах, 1975)
  138. «Сто дней после детства» (Сергей Соловьев, 1975)
  139. «Двадцать дней без войны» (Алексей Герман, 1976)
  140. «Пастораль» (Отар Иоселиани, 1976)
  141. «Жилец» (Роман Полански, 1976)
  142. «Убийство китайского букмекера» (Джон Кассаветис, 1976)
  143. «Пустыня Тартари» (Валерио Дзурлини, 1976)
  144. «С течением времени» (Вим Вендерс, 1976)
  145. «Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)
  146. «Голова-ластик» (Дэвид Линч, 1977)
  147. «Строшек» (Вернер Херцог, 1977)
  148. «Вероятно, дьявол» (Робер Брессон, 1977)
  149. «Энни Холл» (Вуди Аллен, 1977)
  150. «Репетиция оркестра» (Фредерико Феллини, 1978)
  151. «Интерьеры» (Вуди Аллен, 1978)
  152. «Дни жатвы» (Терренс Малик, 1978)
  153. «Гипотеза украденной картины» (Рауль Руис, 1978)
  154. «Дерево для башмаков» (Эрманно Ольми, 1978)
  155. «Осенняя соната» (Ингмар Бергман, 1978)
  156. «Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)
  157. «Замужество Марии Браун» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1979)
  158. «Апокалипсис сегодня» (Френсис Форд Коппола, 1979)
  159. «Грузинская хроника XIX века» (Александр Рехвиашвили, 1979)
  160. «Манхэттен» (Вуди Аллен, 1979)
  161. «Бешеный бык» (Мартин Скорсезе, 1980)
  162. «Жена летчика» (Эрик Ромер, 1980)
  163. «Берлин, Александерплац» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1980)
  164. «День ангела» (Сергей Сельянов, 1980)
  165. «Помнишь ли, Долли Белл?» (Эмир Кустурца, 1981)
  166. «Мефисто» (Иштван Сабо, 1981)
  167. «Ностальгия» (Андрей Тарковский, 1983)
  168. «Город пиратов» (Рауль Руис, 1983)
  169. «Иллюзионист» (Йос Стеллинг, 1983)
  170. «Коянискацци» (Годфри Реджио, 1983)
  171. «Элемент преступления» (Ларс фон Триер, 1984)
  172. «Более странно, чем в раю» (Джим Джармуш, 1984)
  173. «Мой друг Иван Лапшин» (Алексей Герман, 1984)
  174. «Поезд-беглец» (Андрей Кончаловский, 1985)
  175. «Дурная кровь» (Леос Каракс, 1986)
  176. «Стрелочник» (Йос Стеллинг, 1986)
  177. «Жертвоприношение» (Андрей Тарковский, 1986)
  178. «Вне закона» (Джим Джармуш, 1986)
  179. «Синий бархат» (Дэвид Линч, 1986)
  180. «Единожды солгав» (Владимир Бортко, 1987)
  181. «Короткий фильм об убийстве» (Кшиштоф Кесьлёвский, 1987)
  182. «Небо над Берлином» (Вим Вендерс, 1987)
  183. «Алиса» (Ян Шванкмайер, 1988)
  184. «Проклятие» (Бела Тарр, 1988)
  185. «Время цыган» (Эмир Кустурица, 1988)
  186. «Сказки госпиталя Гимли» (Гай Мэддин, 1988)
  187. «Таинственный поезд» (Джим Джармуш, 1989)
  188. «Астенический синдром» (Кира Муратова, 1989)
  189. «Седьмой континент» (Михаэль Ханеке, 1989)
  190. «И стал свет» (Отар Иоселиани, 1989)
  191. «Повар, вор, его жена и её любовник» (Питер Гринуэй, 1989)
  192. «Круг второй» (Александр Сокуров, 1990)
  193. «Сижу на ветке, и мне хорошо» (Юрай Якубиско, 1990)
  194. «Панцирь» (Игорь Алимпиев, 1990)
  195. «Розенкранц и Гильдернстерн мертвы» (Том Стоппард, 1990)
  196. «Порожденный» (Э. Элиас Мэридж, 1990)
  197. «Твин Пикс» (Дэвид Линч, 1990-91)
  198. «Книги Просперо» (Питер Гринуэй, 1991)
  199. «Мой личный штат Айдахо» (Гас ван Сент, 1991)
  200. «Счастливые дни» (Алексей Балабанов 1991)
  201. «Папа, умер Дед Мороз» (Евгений Юфит, 1991)
  202. «Двойная жизнь Вероники» (Кшиштоф Кесьлёвский, 1991)
  203. «Бартон Финк» (Джоэль и Итан Коэн, 1991)
  204. «Блю» (Дерек Джармен, 1993)
  205. «Тихие страницы» (Александр Сокуров, 1994)
  206. «Урок Фауста» (Ян Шванкмайер, 1994)
  207. «Сатанинское танго» (Бела Тарр, 1994)
  208. «Замок» (Алексей Балабанов 1994)
  209. «Холодная вода» (Оливье Ассайас, 1994)
  210. «Чунгкингский экспресс» (Вонг Кар-Вай, 1994)
  211. «Фарго» (Джоэль и Итан Коэн, 1995)
  212. «Мертвец» (Джин Джармуш, 1995)
  213. «Нелли и месье Арно» (Клод Соте, 1995)
  214. «Нас мало» (Шарунас Бартас, 1996)
  215. «Рассекая волны» (Ларс фон Триер, 1996)
  216. «Шоссе в никуда» (Дэвид Линч, 1996)
  217. «Река» (Цай Минлян, 1997)
  218. «Фейерверк» (Такеши Китано, 1997)
  219. «Ледяной ветер» (Энг Ли, 1997)
  220. «Идиоты» (Ларс фон Триер, 1998)
  221. «Тонкая красная линия» (Терренс Малик, 1998)
  222. «Человечность» (Брюно Дюмон, 1999)
  223. «Розетта» (Жан-Пьер и Люк Дарденн, 1999)
  224. «Гармонии Веркмейстера» (Бела Тарр, 2000)
  225. «Любовное сражение во сне» (Рауль Руис, 2000)
  226. «Остров» (Ким Ки Дук, 2000)
  227. «Ночь за ночью» (Эжен Грин, 2000)
  228. «Любовное настроение» (Вонг Кар-Вай, 2000)
  229. «А у вас который час?» (Цай Минлян, 2001)
  230. «Пианистка» (Михаэль Ханеке, 2001)
  231. «Икота» (Дьордь Палфи, 2002)
  232. «Новая жизнь» (Филипп Гранрийе, 2002)
  233. «Отчуждение» (Нури Бильге Джейлан, 2002)
  234. «Сын» (Жан-Пьер и Люк Дарденн, 2002)
  235. «Возвращение» (Андрей Звягинцев, 2003)
  236. «Догвилль» (Ларс фон Триер, 2003)
  237. «Таинственный лес» (М. Найт Шьямалан, 2004)
  238. «Мост искусств» (Эжен Грин, 2004)
  239. «Короли и королева» (Арно Деплешен, 2004)
  240. «Сад земных наслаждений» (Лех Маевски, 2004)
  241. «Новый Свет» (Терренс Малик, 2005)
  242. «Прямохождение» (Евгений Юфит, 2005)
  243. «Битва на небесах» (Карлос Рейгадас, 2005)
  244. «Дитя» (Жан-Пьер и Люк Дарденн, 2005)
  245. «Матч Поинт» (Вуди Аллен, 2005)
  246. «Остров» (Павел Лунгин, 2006)
  247. «12:08 к востоку от Бухареста» (Корнелиу Порумбою, 2006)
  248. «12» (Никита Михалков, 2007)
  249. «Изгнание» (Андрей Звягинцев, 2007)
  250. «Молчание Лорны» (Жан-Пьер и Люк Дарденн, 2008)
  251. «Искушение святого Тыну» (Вейко Ыынпуу, 2009)
  252. «Волчок» (Василий Сигарев, 2009)
  253. «Там, где живут чудовища» (Спайк Джонс, 2009)
  254. «Белая лента» (Михаэль Ханеке, 2009)
  255. «Гадкий утёнок» (Гарри Бардин, 2010)
  256. «Елена» (Андрей Звягинцев, 2011)
  257. «Туринская лошадь» (Бела Тарр, 2011)
  258. «Меланхолия» (Ларс фон Триер, 2011)
  259. «Жить» (Василий Сигарев, 2011)
  260. «Однажды в Анатолии» (Нури Бильге Джейлан, 2011)
  261. «Географ глобус пропил» (Александр Велединский, 2013)
  262. «Гравитация» (Альфонсо Куарон, 2013)
  263. «Интерстеллар» (Кристофер Нолан, 2014)
  264. «Левиафан» (Андрей Звягинцев, 2014)
  265. «Ученик» (Кирилл Серебренников, 2016)
  266. «Аустерлиц» (Сергей Лозница, 2016)
  267. «Нелюбовь» (Андрей Звягинцев, 2017)
  268. «Земля кочевников» (Хлоя Чжао, 2021)

Новое и старое: «Земля» А. П. Довженко

«Земля» Александра Довженко — шедевр немого кинематографа, а может быть и один из шедевров мирового кино вообще. Снятый в 1930 году, фильм вошел в число 250 лучших фильмов всех времен и народов по версии американского издания «Sight & Sound» в 2012 году, а несколько лет спустя был выдвинут «Юнеско» в пятерку лучших фильмов на фестивале мировых шедевров. В советское время фильм оказался под запретом после разгромной критики Горького и Демьяна Бедного (Ефима Придворова). Последний напишет о фильме такой отзыв, после которого Довженко поседеет за одну ночь и всерьез задумается о самоубийстве. Передумать его заставит только смерть Маяковского в том же году.

В центре сюжета находится история села накануне коллективизации. С появлением первого трактора всем становится очевидно, что старой жизни кулаков пришел конец. Очень быстро техника проникает в село. Перемены толкают одного из крестьян на убийство активиста Василя. Но даже его смерть ничего не меняет, а скорее наоборот становится поводом для торжественного митинга во славу колхозного движения. К нему присоединяются остальные крестьяне, в том числе отец Василя. Вот и весь незамысловатый сюжет.

О судьбе крестьянства в годы советской власти рекомендую книгу: Красная новь. Крестьянство на переломе (1920-е). М.: Common place, 2017.

Фильм привлекает не идеологическим содержанием и не глубиной конфликта, а тонкой проработкой кадра. Каждая сцена выверена до мелочей. Вот, например, радостное и долгожданное появление первого трактора в селе. Кулаки встречают радостных активистов, но трактор замолкает на полпути. Причину поломки выясняют не сразу: закончилась вода в радиаторе. Довженко выжимает из этой сцены невероятное напряжение. Камера демонстрирует ожидающую массу крестьян; насмешливо-скептического кулака, который только что пропахал землю и вышел поглядеть на новую технику вместе со своими быками; напряженных до предела партийцев. В этот трудный миг трактор оживает и быстрее прежнего вкатывается в деревню. Подобной эмоциональностью наделены, пожалуй, все сцены фильма.

Однако Довженко не только и не столько воссоздает современные ему реформы 1930-х годов, а пытается поговорить со зрителем на куда более высоком уровне философских обобщений, размышлений о смысле исторических перемен как таковых. Поводом для такого разговора становятся две смерти: деда Семена в начале фильма и активиста Василя.

«Семьдесят пять лет пахал быками землю, шутка сказать. Если бы я был народным комиссаром, дал бы ему орден трудового знамени», — говорит крестьянин. Ему возражает другой: «За быков, диду, орденов не дают». «А за что дают?» — выкрикивает в гневе первый. Семен перед смертью ест яблоко. Рядом сидят дети, которые тоже едят яблоки. Всё озарено нежным солнечным светом, вокруг неторопливо покачивающиеся поля и безоблачное небо. В этом мифологическом времени смерть сменяется жизнью, старое — новым. И потому только лишь усмешку вызывает сцена с кулаком, который шепчет в могилу Семена, как у того там дела. Не остается никакой надежды на возвращение прошлого. Вместе с Семеном умирает целая эпоха: всё то вечное и поэтически прекрасное, на чем испокон веку строилась человеческая жизнь. И тем интереснее итоги смерти Василя, после которой герои вновь говорят о награде: «Большевистким стальным конем разворотил Василь тысячелетние межи <...> Пролетит слава про нашего Василия по всему миру...». Если смерть Семена была прощанием с уходящей прекрасной эпохой, то гибель Василя стала предзнаменованием будущих перемен в их неизбежности. И неспроста первый умирает естественной смертью от старости, а второй — насильственным путем. Какова же новая жизнь?

Довженко переходит к серьезным обобщениям, суть которых сокрыта в метафоризме происходящих событий. Вот невеста Василя не находит себе места от горя и, не сдерживая себя, срывает со стены иконы. (Редкий случай кадров с обнаженной женщиной в советском кино, что и стало громким поводом для критики 30-х годов, в частности, опуса Демьяна Бедного.) Убийца Хома мечется от мук совести, падая на землю. Ритм жизни нарушен. Но люди вслед за утратой обретают новое счастье. Мать Василя рожает нового ребенка; Хома сам приходит к собравшимся людям и вслушивается в их речи. Образ Матери-земли как живого начала бытия торжествует над гибелью и утратой. Фильм заканчивается картинами яблонь под летним дождем, который ассоциируется не только с наступившим обновлением жизни, но и с самой жизнью.

Рассылка «Русская литература XVIII века»

Подписка и подробности

Я разработал этот краткий курс для всех интересующихся: школьников, студентов, домохозяек, программистов, тех, кто любит читать и тех, кто только начал этим заниматься. Многим кажется, что они хорошо представляют нашу русскую литературу. Для таких людей очевидно, что она началась с Пушкина или кого-то еще. Однако они так же не правы, как и те, кто считает, что русская литература скучна и однообразна. Напротив, она полна открытий и прошла непростой путь в своем развитии.

Письма приходят раз в неделю. Всего придет 14 писем. В них вас ждет не только учебный материал. Каждое письмо состоит из материала и набора заданий. Задания располагаются внутри текста по ходу изложения материала или в конце. Они двух видов:

  • прочитать произведение;
  • подумать над конкретными вопросами.

Читать произведение после письма проще: вы уже начинаете понимать, с чем имеете дело. Письма снабжены не только материалами, но и иллюстрациями.

Демонстрационное письмо № 6 «Неизвестный М. В. Ломоносов: философская лирика»

Курс платный: за 1000 рублей вы получите 14 писем с приложениями и заданиями. Первое письмо придет в день подписки.

Интересные задания по литературе

Ранее я публиковал задания по русскому языку. Теперь пришла пора интересных заданий по литературе. Ответами и предположениями делимся в комментариях.

Задание 1

Многие поисковые системы при обработке запроса игнорируют слова, которые встречаются почти во всех текстах, например, союзы или предлоги. Рассказывая об этом подходе, авторы книги «Введение в информационный поиск» приводят популярный запрос, состоящий из шести английских слов. Воспроизведите его.

Задание 2

8  7  6  5  4       2  1  1  2  3  4  5  6  7  8
————————————————————
8  7  6  5  4  3  2  1  1  2  3  4  5  6  7  8

Перед вами фрагмент бланка, в котором ни один символ не удален. Автор вопроса дал этому фрагменту подпись, совпадающую с названием повести прошлого века. Воспроизведите эту подпись.

Задание 3

Бог умер Хэлло, Долли

Назовите то, что символизирует, согласно поэме Иосифа Бродского, эта строка.

Заболоцкий и 1938 год

Н. А. Заболоцкий (1903—1958)

Нередко ГПУ, а затем и НКВД при составлении обвинительных заключений против писателей пользовались услугами литераторов. Потому жанр литературной критической статьи в 1930-е годы во многом походил на жанр политического доноса. Разграничить их довольно сложно. В судьбе Заболоцкого роковую роль сыграл один из таких литературных «критиков» — Н. В. Лесючевский (1908—1978).

В 1937 году по всей стране шли аресты. Сперва Заболоцкий узнал об аресте Николая Олейникова. Его обвинили в троцкистской деятельности и в шпионаже на Японию. Донской казак оказался японским шпионом. 24 ноября он был расстрелян. Вот его последние строки:

Николай Макарович Олейников (1898—1937)

Графин с ледяною водою.
Стакан из литого стекла.
Покрыт пузырьками пузырь с головою,
И вьюга меня замела.

Но капля за каплею льется —
Окно отсырело давно
Водою пустого колодца
Тебя напоить не дано

Подставь свои губы под воду —
Напейся воды из ведра.
Садися в телегу, в подводу —
Кати по полям до утра.

Душой беспредельно пустою
Посметь ли туман отвратить
И мерной водой ключевою
Холодные камни пробить?

1937

В том же году была разогнана редакция издательства детской литературы (Детгиз). Многие сотрудники были уволены, арестованы, расстреляны. Аресты не обошли стороной и руководителя Самуила Маршака, которого публично обвинили в сговоре с вредителями. Вот несколько фрагментов из воспоминаний Лидии Чуковской о 1937 годе:

Лидия Корнеевна Чуковская (1907—1996)

Разгром редакции начался исподволь: прежде всего сняли нашего директора, Льва Борисовича Желдина, не глядя на всю его правоверную партийность. В замену ему явились двое: Криволапов (директор) и Мишкевич (главный редактор). Им, по-видимому, и поручено было Большим Домом подготовить «материал»: сначала мы должны оказаться вредителями, а потом уже Большой Дом сам рассортирует, кого и как отправить на тот свет: прямиком, тут же в коридоре (выстрелом в затылок), или долгим эшелоном на долгую предсмертную муку (в лагерь). <...>

Мишкевич действительно очутился в лагере, но увы отнюдь не за уничтожение «ленинградской редакции», а по знаменитому, 1949 года, сочиненному на пустом месте, вымышленному от начала до конца «ленинградскому делу»: по «делу обкома партии». В 1939 году посадили и Криволапова. В годы ежовщины страдали не только лучшие, но и худшие. Расправившись с лучшими, палачи начинали преследовать своих подручных... Оба они, и Мишкевич и Криволапов, вернулись в Ленинград после XX съезда в высоком звании невинно пострадавших и реабилитированных... До этого, в 36-38-м годах, то есть в «тридцать седьмом», они успели убить многих и многих.

Л. Чуковская «Прочерк»

На ленинградских писателей готовилось большое дело. В этом страшном 1937 году Заболоцкий проживал последние относительно спокойные дни. О том, что произошло дальше, мы узнаем из его мемуарного очерка «История моего заключения», который поэт напишет 18 лет спустя, в 1956 году. Именно в этом году состоялся XX съезд партии, осудивший политические репрессии 30-х годов. В частности, именно в 1956 году Н. С. Хрущев выступил с закрытым докладом «О культе личности Сталина». Вина за страшные преступления 1930 — начала 1950-х годов возлагалась на Сталина:

Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности. Это понятие «враг народа» по существу уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражения своего мнения по тем или иным вопросам даже практического значения. Основным и, по сути дела, единственным доказательством вины делалось, вопреки всем нормам современной юридической науки, «признание» самого обвиняемого, причем это «признание», как показала затем проверка, получалось путем физических мер воздействия на обвиняемого.

Н. С. Хрущев «О культе личности и его последствиях. Доклад XX съезду КПСС»

А теперь вернемся в 1938 год. Заболоцкий работал над поэтическим переложением «Слова о полку Игореве», уже опубликовал «Столбцы» и «Торжество земледелия», за которыми последовало не только признание, но и травля. Вот, что произошло в марте.

Это случилось в Ленинграде 19 марта 1938 г. Секретарь Ленинградского отделения Союза писателей Мирошниченко вызвал меня в союз по срочному делу. В его кабинете сидели два не известных мне человека в гражданской одежде.

— Эти товарищи хотят говорить с вами, — сказал Мирошниченко.

Один из незнакомцев показал мне свой документ сотрудника НКВД.

— Мы должны переговорить с вами у вас на дому, — сказал он.

В ожидавшей меня машине мы приехали ко мне домой, на канал Грибоедова. Жена лежала с ангиной в моей комнате. Я объяснил ей, в чем дело. Сотрудники НКВД предъявили мне ордер на арест.

— Вот до чего мы дожили, — сказал я, обнимая жену и показывая ей ордер.

Начался обыск. Отобрали два чемодана рукописей и книг. Я попрощался с семьей. Младшей дочке было в то время 11 месяцев. Когда я целовал ее, она впервые пролепетала: «Папа!» Мы вышли и прошли коридором к выходу на лестницу. Тут жена с криком ужаса догнала нас. В дверях мы расстались.

Меня привезли в Дом предварительного заключения (ДПЗ), соединенный с так называемым Большим домом на Литейном проспекте. Обыскали, отобрали чемодан, шарф, подтяжки, воротничок, срезали металлические пуговицы с костюма, заперли в крошечную камеру. Через некоторое время велели оставить вещи в какой-то другой камере и коридорами повели на допрос.

Страшные минуты обыска. Никита Заболоцкий вспоминал, что мать с отцом сидели, боясь пошевелиться. Под ними, в ящике кушетки, лежала переплетенная книга стихов Заболоцкого, в которой находилась записка Бухарина с отказом в помощи издания рукописи. Некогда почетный партиец, Бухарин был расстрелян в марте этого же года. Следователи могли как угодно истолковать эту записку с обвиненным по делу «правотроцкистского блока». В своем последнем предсмертном письме Сталину от 10 декабря 1937 г. Бухарин умолял того о легкой смерти: «...если меня ждёт смертный приговор, то я заранее тебя прошу, заклинаю прямо всем, что тебе дорого, заменить расстрел тем, что я сам выпью в камере яд (дать мне морфию, чтоб я заснул и не просыпался). <...> Сжальтесь!» А тут — обыск в доме Заболоцкого и каким-то чудом не найденная следователями записка с именем Бухарина.

Николай Иванович Бухарин (1888—1938)

Начался допрос, который продолжался около четырех суток без перерыва. Вслед за первыми фразами послышались брань, крик, угрозы. Ввиду моего отказа признать за собой какие-либо преступления меня вывели из общей комнаты следователей, и с этого времени допрос велся главным образом в кабинете моего следователя Лупандина (Николая Николаевича) и его заместителя Меркурьева. Этот последний был мобилизован в помощь сотрудникам НКВД, которые в то время не справлялись с делами ввиду большого количества арестованных.

Следователи настаивали на том, чтобы я сознался в своих преступлениях против советской власти. Так как этих преступлений я за собою не знал, то понятно, что и сознаваться мне было не в чем.

— Знаешь ли ты, что говорил Горький о тех врагах, которые не сдаются? — спрашивал следователь. — Их уничтожают!

— Это не имеет ко мне отношения, — отвечал я.

Апелляция к Горькому повторялась всякий раз, когда в кабинет входил какой-либо посторонний следователь и узнавал, что допрашивают писателя.

Я протестовал против незаконного ареста, против грубого обращения, криков и брани, ссылался на права, которыми я, как и всякий гражданин, обладаю по советской конституции.

— Действие конституции кончается у нашего порога, — издевательски отвечал следователь.

Первые дни меня не били, стараясь разложить меня морально и измотать физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог более переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали. Впрочем, допрос иногда прерывался, и мы сидели молча. Следователь что-то писал, я пытался дремать, но он тотчас будил меня.

По ходу допроса выяснялось, что НКВД пытается сколотить дело о некоей контрреволюционной писательской организации. Главой организации предполагалось сделать Н. Тихонова. В качестве членов должны были фигурировать писатели-ленинградцы, к этому времени уже арестованные: Бенедикт Лившиц, Елена Тагер, Георгий Куклин, кажется, Борис Корнилов, кто-то еще и, наконец, я. Усиленно допытывались сведений о Федине и Маршаке. Неоднократно шла речь о Н. Олейникове, Т. Табидзе, Д. Хармсе и А. Введенском — поэтах, с которыми я был связан старым знакомством и общими литературными интересами. В особую вину мне ставилась моя поэма «Торжество Земледелия», которая была напечатана Тихоновым в журнале «Звезда» в 1933 г. Зачитывались «изобличающие» меня «показания» Лившица и Тагер, однако прочитать их собственными глазами мне не давали. Я требовал очной ставки с Лившицем и Тагер, но ее не получил.

На четвертые сутки, в результате нервного напряжения, голода и бессонницы, я начал постепенно терять ясность рассудка. Помнится, я уже сам кричал на следователей и грозил им. Появились признаки галлюцинации: на стене и паркетном полу кабинета я видел непрерывное движение каких-то фигур. Вспоминается, как однажды я сидел перед целым синклитом следователей. Я уже нимало не боялся их и презирал их. Перед моими глазами перелистывалась какая-то огромная воображаемая мной книга, и на каждой ее странице я видел все новые и новые изображения. Не обращая ни на что внимания, я разъяснял следователям содержание этих картин. Мне сейчас трудно определить мое тогдашнее состояние, но помнится, я чувствовал внутреннее облегчение и торжество свое перед этими людьми, которым не удается сделать меня бесчестным человеком. Сознание, очевидно, еще теплилось во мне, если я запомнил это обстоятельство и помню его до сих пор.

Не знаю, сколько времени это продолжалось. Наконец меня вытолкнули в другую комнату. Оглушенный ударом сзади, я упал, стал подниматься, но последовал второй удар — в лицо. Я потерял сознание. Очнулся я, захлебываясь от воды, которую кто-то лил на меня. Меня подняли на руки, и мне показалось, начали срывать с меня одежду. Я снова потерял сознание. Едва я пришел в себя, как какие-то не известные мне парни поволокли меня по каменным коридорам тюрьмы, избивая меня и издеваясь над моей беззащитностью. Они втащили меня в камеру с железной решетчатой дверью, уровень пола которой был ниже пола коридора, и заперли в ней. Как только я очнулся (не знаю, как скоро случилось это), первой мыслью моей было: защищаться! Защищаться, не дать убить себя этим людям или, по крайней мере, не отдать свою жизнь даром! В камере стояла тяжелая железная койка. Я подтащил ее к решетчатой двери и подпер ее спинкой дверную ручку. Чтобы ручка не соскочила со спинки, я прикрутил ее к кровати полотенцем, которое было на мне вместо шарфа. За этим занятием я был застигнут моими мучителями. Они бросились к двери, чтобы раскрутить полотенце, но я схватил стоящую в углу швабру и, пользуясь ею как пикой, оборонялся насколько мог и скоро отогнал от двери всех тюремщиков. Чтобы справиться со мной, им пришлось подтащить к двери пожарный шланг и привести его в действие. Струя воды под сильным напором ударила в меня и обожгла тело. Меня загнали этой струей в угол и после долгих усилий вломились в камеру целой толпой. Тут меня жестоко избили, испинали сапогами, и врачи впоследствии удивлялись, как остались целы мои внутренности — настолько велики были следы истязаний.

Я очнулся от невыносимой боли в правой руке. С завернутыми назад руками я лежал прикрученный к железным перекладинам койки. Одна из перекладин врезалась в руку и нестерпимо мучила меня. Мне чудилось, что вода заливает камеру, что уровень ее поднимается все выше и выше, что через мгновение меня зальет с головой. Я кричал в отчаянии и требовал, чтобы какой-то губернатор приказал освободить меня. Это продолжалось бесконечно долго. Дальше все путается в моем сознании. Вспоминаю, что я пришел в себя на деревянных нарах. Все вокруг было мокро, одежда промокла насквозь, рядом валялся пиджак, тоже мокрый и тяжелый, как камень. Затем, как сквозь сон, помню, что какие-то люди волокли меня под руки по двору... Когда сознание снова вернулось ко мне, я был уже в больнице для умалишенных.

Тюремная больница Института судебной психиатрии помещалась недалеко от Дома предварительного заключения. Здесь меня держали, если я не ошибаюсь, около двух недель: сначала в буйном, потом в тихом отделениях.

Состояние мое было тяжелое: я был потрясен и доведен до невменяемости, физически же измучен истязаниями, голодом и бессонницей. Но остаток сознания еще теплился во мне или возвращался ко мне по временам. Так, я хорошо запомнил, как, раздевая меня и принимая от меня одежду, волновалась медицинская сестра: у нее тряслись руки и дрожали губы. Не помню и не знаю, как лечили меня на первых порах. Помню только, что я пил по целой стопке какую-то мутную жидкость, от которой голова делалась деревянной и бесчувственной. Вначале, в припадке отчаяния, я торопился рассказать врачам обо всем, что было со мною. Но врачи лишь твердили мне: «Вы должны успокоиться, чтобы оправдать себя перед судом». Больница в эти дни была моим убежищем, а врачи если и не очень лечили, то, по крайней мере, не мучили меня. Из них я помню врача Гонтарева и женщину-врача Келчевскую (имя ее Нина, отчества не помню).

Из больных мне вспоминается умалишенный, который, изображая громкоговоритель, часто вставал в моем изголовье и трубным голосом произносил величания Сталину. Другой бегал на четвереньках, лая по-собачьи. Это были самые беспокойные люди. На других безумие накатывало лишь по временам. В обычное время они молчали, саркастически улыбаясь и жестикулируя, или неподвижно лежали на своих постелях.

Заболоцкий рассказывал жене, как «в самые тяжелые минуты» пытался отгородиться от страшного мира, вспоминая слова колыбельной, которую жена когда-то напевала их дочери Наташе:

Баю, баюшки, баю,
Баю девочку мою!
Ветер в поле улетел,
Месяц в небе побелел.
Мужики по избам спят,
У них много есть котят.
А у каждого кота
Были красны ворота,
Шубки синеньки у них,
Все в сапожках золотых,
Все в сапожках золотых,
Очень, очень дорогих...

В апреле врачи признали Заболоцкого здоровым и вменяемым и вернули в дом предварительного заключения (ДПЗ).

Возвращаясь в тюрьму, я ожидал, что меня снова возьмут на допрос, и приготовился ко всему, лишь бы не наклеветать ни на себя, ни на других. На допрос меня, однако, не повели, но втолкнули в одну из больших камер, до отказа наполненную заключенными. Это была большая, человек на 12-15, комната, с решетчатой дверью, выходящей в тюремный коридор. Людей в ней было человек 70-80, а по временам доходило и до 100. Облака пара и специфическое тюремное зловоние неслись из нее в коридор, и я помню, как они поразили меня. Дверь с трудом закрылась за мной, и я оказался в толпе людей, стоящих вплотную друг возле друга или сидящих беспорядочными кучами по всей камере. Узнав, что новичок — писатель, соседи заявили мне, что в камере есть и другие писатели, и вскоре привели ко мне П. Медведева и Д. Выгодского, арестованных ранее меня. Увидав меня в жалком моем положении, товарищи пристроили меня в какой-то угол. Так началась моя тюремная жизнь в прямом значении этого слова.

Обложка дела № 43838 по обвинению Николая Заболоцкого. 1938 г.

В ДПЗ, где заключенные содержались в период следствия, этот процесс духовного растления людей только лишь начинался. Здесь можно было наблюдать все виды отчаяния, все проявления холодной безнадежности, конвульсивного истерического веселья и цинического наплевательства на все на свете, в том числе и на собственную жизнь. Странно было видеть этих взрослых людей, то рыдающих, то падающих в обморок, то трясущихся от страха, затравленных и жалких. Мне рассказывали, что писатель Адриан Пиотровский, сидевший в камере незадолго до меня, потерял от горя всякий облик человеческий, метался по камере, царапал грудь каким-то гвоздем и устраивал по ночам постыдные вещи на глазах у всей камеры. Но рекорд в этом отношении побил, кажется, Валентин Стенич, сидевший в камере по соседству. Эстет, сноб и гурман в обычной жизни, он, по рассказам заключенных, быстро нашел со следователями общий язык и за пачку папирос подписывал любые показания. Справедливость требует сказать, что наряду с этими людьми были и другие, сохранившие ценой величайших усилий свое человеческое достоинство. Зачастую эти порядочные люди до ареста были совсем маленькими, скромными винтиками нашего общества, в то время как великие люди мира сего нередко превращались в тюрьме в жалкое подобие человека. Тюрьма выводила людей на чистую воду, только не в том смысле, как этого хотело начальство.

Тяжесть испытания удесятерялась тем, что в камере, вмещавшей в себя почти сотню заключенных, всё было на виду. Жизнь на людях была «пыткой» для многих заключенных. Вот лишь одна из страшных картин:

Весь этот процесс разложения человека проходил на глазах у всей камеры. Человек не мог здесь уединиться ни на миг, и даже свою нужду отправлял он в открытой уборной, находившейся тут же. Тот, кто хотел плакать, — плакал при всех, и чувство естественного стыда удесятеряло его муки. Тот, кто хотел покончить с собою, — ночью, под одеялом, сжав зубы, осколком стекла пытался вскрыть вены на руке, но чей-либо бессонный взор быстро обнаруживал самоубийцу, и товарищи обезоруживали его. Эта жизнь на людях была добавочной пыткой, но в то же время она помогла многим перенести их невыносимые мучения.

Днем шла своя жизнь. Допросы начинались ночью:

Огромный каменный двор здания, куда выходили открытые окна кабинетов, наполнялся стоном и душераздирающими воплями избиваемых людей. Вся камера вздрагивала, точно электрический ток внезапно пробегал по ней, и немой ужас снова появлялся в глазах заключенных. Часто, чтобы заглушить эти вопли, во дворе ставились тяжелые грузовики с работающими моторами. <...>

По временам в камеру возвращались уже допрошенные; зачастую их вталкивали в полной прострации, и они падали на наши руки; других же почти вносили, и мы потом долго ухаживали за этими несчастными, прикладывая холодные компрессы и отпаивая их водой. Впрочем, нередко бывало и так, что тюремщик приходил лишь за вещами заключенного, а сам заключенный, вызванный на допрос, в камеру уже не возвращался.

Издевательство и побои испытывал в то время каждый, кто пытался вести себя на допросах не так, как это было угодно следователю, то есть, попросту говоря, всякий, кто не хотел быть клеветником.

Дав. Ис. Выгодского, честнейшего человека, талантливого писателя, старика, следователь таскал за бороду и плевал ему в лицо. Шестидесятилетнего профессора математики, моего соседа по камере, больного печенью (фамилию его не могу припомнить), следователь-садист ставил на четвереньки и целыми часами держал в таком положении, чтобы обострить болезнь и вызвать нестерпимые боли. Однажды по дороге на допрос меня по ошибке втолкнули в чужой кабинет, и я видел, как красивая молодая женщина в черном платье ударила следователя по лицу и тот схватил ее за волосы, повалил на пол и стал пинать ее сапогами. Меня тотчас же выволокли из камеры, и я слышал за спиной ее ужасные вопли.

Чем объясняли заключенные эти вопиющие извращения в следственном деле, эти бесчеловечные пытки и истязания? Большинство было убеждено в том, что их всерьез принимают за великих преступников. Рассказывали об одном несчастном, который при каждом избиении неистово кричал: «Да здравствует Сталин!» Два молодца лупили его резиновыми дубинками, завернутыми в газету, а он, корчась от боли, славословил Сталина, желая этим доказать свою правоверность. <...> В моей голове созревала странная уверенность в том, что мы находимся в руках фашистов, которые под носом у нашей власти нашли способ уничтожать советских людей, действуя в самом центре советской карательной системы. Эту свою догадку я сообщил одному старому партийцу, сидевшему со мной, и с ужасом в глазах он сознался мне, что и сам думает то же, но не смеет никому заикнуться об этом.

Самым же фантастическим в этой страшной «борьбе с врагами народа» был именно «план» советской власти: разоблачить столько-то «врагов народа». Этот план нужно было выполнить. Редактор Детгиза А. И. Любарская во время ареста в 1937 году случайно подслушала перед допросом разговор начальника со следователемя: «„Запомните, — строго произнес он, — к концу недели у меня на столе должны лежать: 8 показаний финских, 12 — немецких, 7 — латышских, 9 — японских. От кого — неважно“. Так вот оно что! Значит, они работают по заранее составленному плану! У них свой палаческий план, взятый с потолка. И они бились — и били — ради его выполнения».

Александра Иосифовна Любарская (1908—2002)

Вот фрагменты из воспоминаний Любарской:

«Подписывайте протокол», — сказал Слепнев, пододвигая ко мне папку. «Нет, я это не подпишу», — сказала я. Слепнев встал из-за стола и подошел ко мне вплотную. «Будете подписывать?» — «Нет». Он размахнулся и ударил меня по лицу. Дальше допрос шел так: «Подписывайте!» — «Не буду!» Удар. «Подписывайте!» — «Не подпишу!» Удар. «Признавайтесь!» — «Не признаюсь!» Удар. И так час за часом. Рассказывать об этом почти невозможно, невозможно передать меру беспомощности, страха, боли, отвращения... Под утро он отправил меня в камеру. А днем в камере, даже в самом дальнем уголке, не разрешалось даже дремать. Надзирательница мигом обнаруживала это. «Не спать!» — раздавался грубый окрик.

Так продолжалось трое суток. В конце третьей ночи я схватила перо и подписалась на одной странице слепневского сочинения. Я не очень вчитывалась в текст, я понимала, что расстрел неминуем, — из этого Дома не выходят. Собрав последние силы, я думала только об одном: нет ли на этой бредовой странице чьих-нибудь имен, кроме моего. Нет, как будто нет. Я одна сама себе и шпион, и террорист. Бросив перо, я сказала: «Делайте со мной что хотите, но больше я ничего не подпишу». Слепнев ухмыльнулся: «А нам довольно и этого».

Любарская А. И. За тюремной стеной // Нева. СПб., 1998. № 5. С. 156—157.

Заболоцкий во время многочисленных допросов также ни слова не сказал о «вредительстве» Федина, Маршака, Олейникова, Хармса, Введенского, Тициана Табидзе и других. В сохранившемся протоколе допроса от 22 июня 1938 года на все наводящие вопросы Заболоцкий отвечает одинаково: «не знаю», «отрицаю», «не признаю» и т. п. Тут и пришел на помощь консультант НКВД Н. В. Лесючевский, который еще в 1937 году написал критический очерк-донос на поэта Б. Корнилова (поэт будет расстрелян вскоре после этого очерка). Такой же «донос» литературный критик предоставил следствию на Заболоцкого. Впервые его напечатали в 1989 году. Рукописи не горят.

По мнению Лесючевского, позиция Заболоцкого — «это позиция человека, враждебного советскому быту, советским людям, ненавидящего их, т. е. ненавидящего советский строй и активно борющегося против него средствами поэзии. <...> Таким образом, „творчество“ Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма».

Следователь со средним образованием верит на слово такому литературному «консультанту». Заболоцкий не уступил обвинению, в отличие от уже упомянутых Стенича и Лившица, дававших все требовавшиеся от них показания. Оба будут расстреляны. Заболоцкого же приговорят к пяти годам исправтрудлагеря. Жена с детьми 7 и 2 лет будут высланы в глушь — город Уржум. Они будут выживать в условиях невероятной нищеты и бедности.

Выписки из протокола о приговоре к заключению Николая Заболоцкого в исправтруд лагерь. 1938 г.

Заболоцкий отбывал свой срок в системе ГУЛАГа. Он пишет больше ста писем жене за 1938—1944 годы: «Каждый день думаю о вас; и встаю и ложусь спать с мыслями о вас, мои дорогие. Ваши образы стали моей мечтой, и я храню их глубоко в душе, как самое святое в моей жизни» (1938); «Я никогда не думал раньше, что так можно любить детей» (1939); «Почти каждую ночь вижу во сне детей; тогда, пользуясь этим минутным счастьем, стараюсь глубоко-глубоко заглянуть в Никитушкины глаза, чтобы почувствовать его маленькую, родную душу, и всё прошу его: „Смотри еще, смотри на папу, сынок“. У него такие мягкие, чистые волосики, по-детски душистые, пахнут птичками (так написано где-то). Во сне вижу себя свободным, и это дает счастье. Счастье во сне» (1939); «Недавно удалось прочитать „Войну и мир“ Толстого. Эта книга доставила мне столько счастливых минут, и мне так было жаль, что не было тебя вместе со мной, чтобы поделиться впечатлениями. Как я люблю Толстого! Какой он умный наблюдатель жизни и какой большой художник!» (1939).

А затем — война, блокада Ленинграда. Заболоцкий узнает о том, что пережила его семья в эти годы, из писем жены. Она пришлет ему стихотворение, сочиненное 10-летним сыном Никитой:

Свищут снаряды, бомбы летят,
По улицам города люди спешат,
Они спотыкаются, падают замертво.
По гладкому снегу санки скользят,
В санках трупы голодных ребят.
В квартире люди с коптилкой сидят
И горькие отруби ложкой едят...

Только в 1944 году Заболоцкий смог увидеть жену. Она ухитрилась спасти двух детей — они остались живы. Во время встречи с Екатериной на вокзале он опустился перед ней на колени.

Поэт с женой и дочерью Наташей. Переделкино. 1946 г.


Разве ты объяснишь мне — откуда
Эти странные образы дум?
Отвлеки мою волю от чуда,
Обреки на бездействие ум.

Я боюсь, что наступит мгновенье,
И, не зная дороги к словам,
Мысль, возникшая в муках творенья,
Разорвет мою грудь пополам.

Промышляя искусством на свете,
Услаждая слепые умы,
Словно малые глупые дети,
Веселимся над пропастью мы.

Но лишь только черед наступает,
Обожженные крылья влача,
Мотылёк у свечи умирает,
Чтобы вечно пылала свеча!

1957? 1950-е

Классификация книжных дураков

Ученый XV века Гейлер фон Казерсберг оставил несколько проповедей, которые стоит напомнить людям XXI века. По мнению Гейлера, существует 7 типов книжных глупостей. Каждый тип он сопровождает позвякиванием одного из бубенцов шутовского колпака.

Перевод выступлений Гейлера с латинского языка осуществил А. Мангуэль.

Гейлер фон Казерсберг (1445—1510)
  1. Дурак, который собирает книги из тщеславия. Такие люди используют книги не как способ познания, а как украшение для интерьера.
  2. Второй дурак решил, что сможет стать мудрым, прочитав большое количество книг. Желудок страдает от большого количества пищи так же, как и генерал, который не может вести осаду крепости с переизбытком солдат.
  3. Третий дурак собирает книги, но не читает их, а пролистывает по диагонали. Гейлер называет его безумцем, который бежит по городу, пытаясь при этом рассмотреть вывески на домах. Это пустая трата времени.
  4. Четвертый дурак любит только хорошо иллюстрированные книги. Он не читает книги без хорошего оформления и красивых картинок. Грех упиваться видом золота и серебра, когда вокруг столько голодающих. И разве глазам человека недостаточно солнца, луны, звезд и цветов вокруг? Зачем они нужны еще и в книгах? Гейлер называет эту любовь к картинкам «оскорблением мудрости».
  5. Пятый дурак делает для книг дорогую обложку, следя за красивыми переплетами.
  6. Шестой дурак пишет и издает дурно написанные книги. Сам он не знает, что такое классическая литература, не имеет и малейшего представления об орфографии и грамматике. Это притворяющийся писатель, который хочет, чтобы написанное им оказалось на одной полке с великими.
  7. Седьмой дурак и вовсе отрицает книги, отказывается от мудрости, которую они несут.

Из «Красной нови» 1931 года

В электронном архиве РГАСПИ хранится скан рокового номера журнала «Красная новь» 1931 года, в котором была опубликована бедняцкая хроника А. Платонова «Впрок». Ее прочитал Сталин. В тексте и на полях все пометки сделаны его рукой. Также сохранилось его резюме, направленное в редакцию журнала. Эти события стали началом кампании против Платонова как антисоветского писателя.

Ранее Ctrl + ↓